Сибирские огни, 1929, № 2

Если смотреть по карте, то кружочек Сергиополя нисколько не меньше кружочка Семипалашинежа-. Но Сергиополь от казажетанското села ушел, а до города еще не дошел. Полдюжины деревянных домов, десяток каменных из необожженных кирпичей и сотни четыре саманных— вот и весь город. Улицы раябиты на кварталы, посредине площадь, обнесенная разваливающейся глиняной стеной,— «юремль». За 'стенами кремля РИК, почта, больница, два кооператива, школа семилетка и три первой ступени, сельсовет, конторы Совторгфлота, Госторга. В довоенное время в Сергионоле была база войск пограничной охраны. Военное ведомство на память о себе оставило развалившуюся казарму и большую церковь. Казарму Турвсиб отремонтировал и поместил туда две канторы строительных участков, клуб и библиотеку. А церковь досталась попу. Молодежь давно пытается отобрать ев иод клуб, но поп не отдает. — Я,— говорит,— за нее заплатил пару наилучнгах волов. Оказывается, что «военное ведомство», действительно, продало церковь попу ;« пару волов. В Сергаополе 80 процентов коренного казанского населения. Город построился на правом берегу Аягуза и до 1860 года назывался станицей Аягузом. Выстроили цер­ ковь «с престолом Сергия Радонежского» и станицу переименовали в город Сергиополь. После районирования Сергиополь сделан районным центром и опять переименован я Аягуз, но это название прививается к нему туго. Теперь Аягуз опять становится городом. Условия для экономического развития большие. Площадь района немного меньше Дании, а населения всего 32 тысячи чело­ век. Окота приходится по 5 голов на человека. Посевная площадь 3300 гектаров, паш­ ни преимущественно поливные. В долинах рек, на поливах, гектар дает до 4 тонн пшени­ цы. Земледелие не развилось только потому, что перевозка хлеба до Семипалатинска обходилась в два раза дороже стоимости самого хлеба. Сергиополь— главный перевалочный пункт торговли с Западным Китаем. Мно­ гие занимаются извозом (ездят на волах и верблюдах). Оказывается, залежная система применяется не только в земледелии, но и в извозе. По такой системе используют вер­ блюдов. Зимой возят на них и не кормят: отпускают пастись в степь, и верблюд соби­ рает старые «дудки» и мелкий незанесенный снегом кустарник. За зиму от верблюда остается кожа да кости. Весной его отправляют на все лето гулять, и он к г а г а опять становится верблюдом, способным везти сани с грузом и одновременно тащить на спине хозяина и несколько тюков товаров. Прибывший авангард строительства Турксиба встряхнул Сергиополь. Еще мно­ гие хорошо помнят, как 20 лет назад казаки на конях с палками гнались за первым че­ ловеком, приехавшим в Сергиополь на велосипеде. И не будь здесь хороших дорог, че­ ловек с шайтановыми ногами был бы убит (казаки велосипедиста признали за чорта). В прошлом году в переулочках низеньких домиков появилась первая шайтан-арба (чортова телега)— автомобиль. Сначала на шайтан-арбу смотрели издалека и тольк* самые смелые подходили к автомобилю и щупали колеса. Теперь к автомобилю при­ выкли, и шоферу приходится отгонять желающих прокатиться. Часто взрослые казахи, как маленькие ребятишки, подвешиваются руками на задок автомобиля и едут, пока не сорвутся и не растянутся на земле. Когда укладка рельс приблизилась к городу, жители стали гадать, на кого ее будут походить вагоны и паровозы. Заведывающий столовой ТПО два вечера рассказы­ вал своим служащим о том, что такое железная дорога, паровозы, вагоны и как они устроены. Казалось, что все было ясно, но слушатели одного понять не могли: как па- 1 Ювоз будет ходить ночью, когда он может сбиться с дороги и заблудиться в горах. Первый поезд ходил встречать весь город. Шли и ехали на станцию е утра, точ­ но спасались от вулканического извержения. Дома оставались старики да грудные дети. В этот день занятий нигде не было, город пустовал. На станции через пассазярскзн

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2