Сибирские огни, 1929, № 2

Платформы круглого леса, разобранных срубов, просмоленных сваи, три товарных ва­ гона с экспортным грузом, пять теплушек и один жесткий плацкартный. Одиннадцать часов. Короткий свисток. Загремели буфера, и состав тронулся. Большинство пассажиров с бесплатными билетами: едут на работу— печники, камен­ щики, плотники. Калят до-бела каменным углем чугунные печки, кипятят чай, едят колбасу с белым хлебом и рассказывают о случаях на постройках. Многие из них строи­ ли Мурманскую дорогу, Амурскую, Ташкентскую. В нашем вагоне едут два китайца. — Коммунары нганго, комунвзы фу шанго, так что ли?— спрашивает старый забой­ щик каменных карьеров Воробьев, расстилая черный полушубок на верхних нарах. Китайцы обиделись, молчат. — Это у нас в бараках жили китайцы, так они и говорили: «то шит на нар (кому нары), тому хоропго, а кто спит внизу (жому низы), тому плохо— блохи заели,— поясняет Воробьев. Долго не смолкает раскатистый смех. Утром поезд подходил к первому населенному пункту, Кароовке. Ковыль стеля сменился отдельными подосками пашни. Жнивье густое, посев рядовой сеялкой. Над селом остановка, раз’еэд. Выбеленные саманные домишки низкие, точно вросшие в землю. Их не больше 50. В России такой поселок никто бы не знал, а здесь Карповаа— одно из крупных сел левого берега Иртыша. Поезд идет точно по старому полотну: также четко стучат колеса, на стыках, мелькают новые телеграфные столбы с гудящими проводами и небольшие дощечки на столбиках с цифрами километров. В сторопе, на ровной степи, изредка блестит осколками стекол вода Чара. Эта режа очень часто склоняется во всех падежах отчетов и докладов обследовательских и изыскательных работ. Можно подумать, что Чар немного меньше Иртыша, на самом же деле он курице по колено. Чар мелеет каждую осень, степно* солнце за лето выпивает почти всю его воду. За то Чар дает о себе знать весной. Тогда он разливается на несколько километров и уносит все, что попадает на пути. Особен™ сильный разлив был прошлой весной. Такого паводка не было 70 лет. Чар делал экза- мен строительству Туршгба. И пришлось кое-где поднять насыпи и прибавить мостов. Вскоре после наводка шедший по берме (времянке) паровоз на 76 километре утонул до трубы. На ст. Жангиз-Тюбе заложен первый казагашй районный центр— строят здание райисполкома, жилые дома, школу. В 15 километрах рудники Акжал. Там зарождается первая горсточка пролетариата Казахстана: в шахтах работают казаки. Запасаемся хлебом, колбасой, набираем во все чайники и ведра воды, добавляем в ящик углей и двигаемся дальше. На первом раз’езде от станция два экскаватора «Рустон» остановились на зи­ мовку. Пассажиры обступают экскаватор со всех сторон, пробуют дергать стальные кана­ ты, заглядывают через щелки во внутрь.— Нам говорили, что из Америки привезут та­ кие машины, которые сразу будут черпать по вагону земли, а он берет не больше трех тачек,— говорит рабочий, с явным желанием охладить восхищение экскаваторами, * умалять их достоинство перед ручными тачками. Дальше поезд стал изгибаться меж невысоких гор. У склонов кое-где чернеют саманные постройки без крыш зимовок кочевников казаков. Пасутся по снегу стада коров. Пастухи, завидев поезд, во весь карьер скачут к нам и долго едут с медленно дви­ жущимися на под’ем вагонами; расспрашивают казаков: куда едешь, зачем, что там. Последняя станция— Каракультас. Телеграф, билетная касса, канцелярия, квар­ тиры начальников и рабочих, ожидальня для пассажиров— все на колесах в теплушках. Впереди рельсы ведут наступление на Сергиополь. Укладочный городок упорно про­ двигается вперед но два, по три километра в день. Рельсовый путь уже соединился с первым городом на северной части строительства— Сергиополем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2