Сибирские огни, 1929, № 2
К. АНУЙСКИЙ На стройке Турксиба Главный штаб северной части Турксиба— в Семипалатинске. Семипалатинск «лавится экзотикой. По Ленинской улице навьюченный верблюд тащит до снегу большую новозку с толстыми неокованными колесами, нагруженную солью и чугунными котлами. Ощигаят по снегу на немазанных осях колеса и, подобно скрипу, кричит на всю улицу понукаемый верблюд, одетый в кошемную жилетку. Нарочно не подберешь тайой музы ки. Это корабль пустыни плывет по городу. Сзади караван в три сухопутных корабля. Байский батраж. тянет за веревку, продетую сквозь окровавленную ноздрю верблюда, обвешенного тяжами и торбами. На верблюде, точно на вышке, распустив малахай и как кукла вытянув руки по бокам, важно сидит хозяин. Сзади на двух верблюдах сы новья бая гонят небольшой табун белых овец с толстыми курдюками. Навстречу три пары волов тянут брички с товарами для Уржарского кооператива. Большие спицы колес, чтобы пройти 500 километров, будут медленно вертеться целых две недели. До потопный транспорт догоняют и обгоняют легковые автомобили, грузовики, мото циклетки. Днем на минаретах мечетей появляются муллы и, прострев руки горе, кричат: Нет бога, кроме бога, и Магомет irpopoK его. В это же время с крыши потребсоюза из трубы громкоговорителя несется: — Слушайте, слушайте, слушайте: говорит Новосибирск, говорит Новосибирск. Техника и радиофикация пришли на смену всему первобытному, сохранившемуся за высокой стеной, имя которой— пространство. Заречная часть города, бывший Алаш, иереименована в «Жана Семей» (Новый Семипалатинск). До Турксиба у него было только новое название. Раньше тишину Ала- ша нарушали крики мулл с минаретов да рев погоняемых верблюдов. Теперь в Жана Семей целые сутки перекликаются паровозы и громко крякают автомобили. Низкие са манные домики стали казаться еще шике, когда здесь построили трехэтажный камен ный дом и рядом двухэтажный деревянный. Сташщя Жана Семей в темную ночь далеко освещает степь заревом электрических огней. Еще в прошлом году в национальные и революционные праздники здесь казаки устраивали байгу (конские бета), а нынешнюю годовщину одпннадцатилетия Октября финиш байги пришлось отнести дальше в степь— »то место заняла станция. Станция строится в степи. Земляные и деревянные бараки, паровозное депо, по жарное, механические мастерские, кузница, дощатые склады, штабель хлеба; горы угля, железа, шпал, рельс, в стороне желтые срубы стандартных построек. Поезд на Сергиополь отходит ночью. Состав подготовлен днем. Состав длинный, тш на старой дороге, только груз не тот, что там возят. Четыре платформы новеньких рельс, прямо из-под молотка, с надписью «Надеждинекий завод. 1 ноября 1928 года».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2