Сибирские огни, 1929, № 2

нее 223 человека и вновь вступило 354 человека. Как-будто проходной двор. Спасла коммуну спаянная группа идейных коммунаров. Теперь нас не разгонишь. Трудности пережили большие— сейчас уже легче,— говорит коммунар Островский. Пошли посмотреть хозяйство. « Мирно пасется 120 лошадей. Жеребцы производители в отдельной конюшне. В длинном, просторном теплом скотном дворе у кормушек лениво тянут жвачку 102 ко­ ровы. В кошаре 600 овец. Свиньи чистокровной английской породы. Длинные, белые, почти голые, они старательно поедают приготовленный им корм. — Доходная статья эти свиньи. За полтора года на 20-24 пуда вес— во!., ка­ кие выходят,— говорит улыбаясь коммунарка комсомолка Даша, — Сдали мы хлеба 14.000 пудов, а сеяли столько же, как и ефимовскис кре­ стьяне. У нас все учтено и все излишки государству сдаем. Земли у нас только 1020 де­ сятин, гораздо меньше, чем у них. Коммуна дает доход больше, чем поселок,— рассуж­ дает коммунар Звягинцев. Клуб коммуны полон народа. — Если в среднем на едока мы получаем в коммуне в месяц до 7 р. 20 к., то зажиточный крестьянин Налимов Ефим только но 5 р. 30 к., при одинаковой оценке доходных статей в хозяйстве. Мы уже перешагнули в своих доходах на семью и едока зажиточного мужика в нашем районе,— говорит докладчик. — Правильно! Надо догнать до 20 руб. на едока в месяц. Вот что нужно,— раздается реплика в зале. — Мы на ряду с экономическими достижениями еще малограмотны, политически не развиты, слаба у нас массовая политико-просветительная работа...—^продолжает до­ кладчик... Сорок минут, и закончил доклад. Задали двадцать вопросов. Прения открыли. — Культурность народа определяется степенью свободы женщины,— говорит Дуванова делегатка коммунарка. — Мы ныне ликвидируем неграмотность почти у всех коммунарок. Только 4 не­ грамотных осталось. Но надо скорее достраивать новый дом и детские учреждения от­ крывать в одной половине, а в другой столовую общую. Скоро приедут с курсов повари­ хи, дошкольницы и воспитательницы...— продолжает она. — Ох, как я боялся коммуны. Беда, думаю, рабство будет. Батрак я, бкщея. Ну, теперь обвыкаюсь. Баба ругаться стада меньше. В школу ходит и ребят жалеть стала, не колотит... Вот уборных больше надо настроить. В забоку-лесок бегать гусь­ ком по тропке несподручно. Вокруг домов санитарию надо повести... Вон у Володи Пер­ вых у дома срамота одна... Очистить надо.— Так говорит Игнатов, крестьянин из деревни Титовки, принятый в коммуну 2 месяца тому назад. Поймали радио-волну. Заиграла «труба» плясовую, пошла молодежь плясать. 10 минут и ша... остановилась. Заговорила труба. Доклад за докладом. Так и сыплет. — Труба у нас говорунья. И все дело говорит: то о здоровье, то о войне, то но­ вости, то песню запоет, то гармошка и скрипка. Не труба, а клад-труба. Орет каждый день и все бесплатно и, главное, внушает все доброе да хорошее. Учит нас, как надо жить. Все у нас любят слушать трубу— громкоговоритель... ЗАБОКЛ ВИНОВАТА Тихо течет река Ануй. На высоком левом берегу расположилась коммуна «Крас­ ные Орлы». Победили коммунары старые традиции и сжились. Девять лет мирного друж- вого труда дали свои плоды. В черноземных полях девятиполка дает хороший урожай и не боится засухи. 140 дойных коров дают в среднем по 100 р. доходу в день круглый год. В мастерских, на мельнице и маслобойном заводе идет планомерная работа. Средний заработок в месяц на коммунара 8 р. 80 к., тогда как зажиточные в соседнем селе Ни- Ю л. «Сибирские Огни».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2