Сибирские огни, 1929, № 2
КУМУ, А НЕ ПОТРЕБИЛОВКЕ Наступил октябрь. Открылся санный путь. —; Ну, скоро ли ты сахару да чаю привезешь, да хотя бы на сарафан захватил, и ребятишкам тоже. Лето хлестались, работали, ну, нора и купить чего-нибудь,— ворчит байка Калиниха. — Скоро ли у вас хлеб повезут?— -спрашивает тетка Фекла. — Да ©обираются. Погодь... Вот пурга уймется. — А куда повезут, в казну аль на базар?— допытывается Фекла. Чего в казну. Даром- -за амбаром. Дешевизна какая. На базар, конечно... За ту же цену да не большевикам...— ядовито отвечает Калиниха. Стоит морозная погода. Зимний путь давно установился. Уж не первый месяц скрипят под полозьями мороз Ежедневно из сел, деревень и поселков гуськом тя нутся обозы с хлебом. Хлеб везут на базар и в потребиловку. Больше продают на ба заре, и многие держат у себя в закромах. В феврале появились агенты в деревнях по закупке хлеба. Пошли оживленные разговоры. — На меня двести рублей наложили. Ну, я сдал 180 пудов, чего еще? Рас квитался и все,— говорит Налимов Аким! Ты же тысячу намолотил. Куда остальной хлеб девать будешь?— отве чают ему. — Тут дело мое. Я куму продал полтораста да свату сто. Ну, своя семья и скот. Кормить надо. Хлеба, нет у меня больше,— сердито отвечает он. Тихо мерцает семилинейная лампа в избе члена сельсовета Шубина. Вихрастые головы крестьян склонились над столом, Подсчитывают -—кто сколько продал хлеба и куда. — Из 19.000 пудов излишков насчитывается около 9.000 пудов, а продали всего в потребиловку и Союзхлебу 2.864 пуда. Где же остальные-то излишки?— говорит Шубин. — И зачем сдавать хлеб в потребиловки. Я лучше тебе, Исак, дам да Соколо ву Филиппу и кто тут у нас победней. Свези хлеб, а сами без хлеба,— рассуждает Ефим Салмин, намолотивший больше тысячи пудов хлеба и платящий с.-х. налог в 340 рублей. — И что толку в потребиловке ? Захватила она всю торговлю. Власть ей шро- волит, а убытки и растраты. Не бывал я там и не пойду. Это дело неподходящее, не крестьянское. Я лучше хлеб родне да бедноте раздам, чем в потребиловку... Товаров-то натащит беднота для меня и родня,— говорит Василий Шестаков. — Нам, бедноте., ссориться с состоятельными нельзя, в потребиловке хлеба нет. Заработков нет. Аким да Ефим и другое, что поисправнее живут,— вот нам кормиль цы. Вот нас 14 бедняков из 42 домохозяев, а покрепче только 8 мужичков, осталь ное середняки. Вот около восьмерки и питаемся, а нам как с ними ссорится? Отказа! .Аким— клади зубы на полку. Я жить хочу и семья у меня. Не продавайте хлеба, а нам взаймы да за отработку дайте,— рассуждает бедняк Исак, остальные бедняки ему подда кивают. КОММУНАРЫ В ложбинке под горой, у ручья уютно расположилась коммуна «Заря Справедли вости». Это одна из тех десятков коммун, которые организовались и строят свое круп ное коллективное хозяйство в предгорьях Алтая. / Новаторы с невозмутимым спокойствием и решимостью планомерно ведут свое дело. — Мы фабрику строим. Она нас перерождает. Из крестьян рядовых мы стали коммунарами. Трудно дается нам это дело. За 9 лет существования коммуны вышло из
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2