Сибирские огни, 1929, № 2

— Об «той лапе долго можно было бы рассказывать. Да вот приедем и вы кого- нибудь из этой лапы увидите налицо. .9гу лапу составляют зажиточные мужики: Не­ вара, два Пушкаря, Оговитмй да еще учитель Переверзев, выгнанный в прошлом году за пьянку из с. НикоЛаевки и очень сжившийся с кулацкой верхушкой Озерного. В это время мы уже в’ехали в тало и направились к кооперативной лавке. Тор­ говцам в этой лавке и в то же время уполномоченным «но хлебу» оказался некто Беда, человек угрюмый и неразговорчивый. Да собственно не о чем было говорить. Новый кооперативный план идет плохо. Хлебозаготовки тоже в последнее вре­ мя убавились. Крестьяне говорят, что нет хлеба. Товар в давке берут плохо, освоении мануфактуру. Хорошо бы получить кожевеяный товар и нитки. На этот товар к весне спрос увеличится. Пока мы информировались таким образом у Беды, в лавку вошла новая примеча­ тельная фигура. Это был высокий черный старик, кривой, в лохматой шапке и черном тулупе, В руках у него была длинная палка, какими обыкновенно запасаются вельские исполнители. Было в этой фигуре еще какое-то сходство с Вороном из «Русалки» Пушкина. Что, из Николаевкн, граждане, аль, может, из рику?— неожиданно прокаркал Ворон. Мы удовлетворили его любопытство. Тогда старик пустился в дальнейшие рас­ спросы. Какова цена на хлеб на базаре? Будут ли товары, особенно кожье? Мой спутник, однако, начал проявлять торопливость и потянул меня из лавки. А знаете, кто это?— «просил он меня, когда мы вышли из лавки. Я сделал предположение о том, что это, наверное, один из представителей знаме­ нитой лапы. Вы угадали. ,4 то Невара. самый активный член «лалы». Этого Новару вы уви­ дите везде: в кооперативной лавке, сельсовете, школе, на квартальном собрании и даже на собрании бедноты. Активисты из «латы» идут туда, куда, их .яровят и куда не просят. Они выступают но всякому поводу и почти всегда «в защиту трудящего бедняка». Они беспощадно проваливают всякие мероприятия, которые строятся по массовому призна­ ку . Беднота здесь своего лица и своего голоса не имеет: ее подменяет вездесущий и всемогущий «шатком»*) из «лапы». Невара- от’явленный кулак, имеющий машины и батрака. Другие члены «шаткома»— тоже, кулаки. Но посмотрите: ни один из них не лишен права голоса, не обложен в индивидуальном порядке. Ну, а как здесь сельсовет? - Сельсовет вы сейчас увидите и, кстати, пошете, почему здесь очень слабо идут хлебозаготовки. Мы направились в сельсовет. А сзади но нашим следам следовала длинная тень Ворона-Невары... Председателем сельсовета здесь оказался Буханьио Константин, так же б. красно­ армеец, как и в пос. Угловском. Но было в этой сумрачной и вкрадчивой фигуре что-то подозрительное, заставлявшее настораживаться. — Значит, по хлебу приехали, а также и насчет дампированного паю? Хлеб у нас идет плохо. Да и где его взять? Кто имел, тот сдал. Теперь остались только такие, у ко­ торых хлеба осталось только на еду да на семена, — Так, вы говорите, что хлеба в поселке нет? Да кто знат! Може у кого и есть, да ведь как определить? Но амбарам ходить не станешь. Мы стали просматривать список пайщиков потребителе®»# кооц^кщим. В этой списке сразу бросалось в глаза кричащее несоответствие. Положим, какой-нибудь граж- *) Шатком- комитет шатающихся.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2