Сибирские огни, 1929, № 1
ционный, во имя восстановления прош лого, а не творчества будущего, протест мелочный и бессильный. Это было одно из проявлений помещичьей реакции, а не буржуазной революции. Лермонтов, в частности в образе Демона, дал гениаль ное литературное воплощение социаль ного характера аристократа-реакционе- ра 30-х г. г.». Очень интересен и вывод исследовате ля раннего творчества Горького: «Ху дожественный метод раннего Горького был направлен по всему своему существу в сторону протеста, отталкивания и про тивопоставления гнетущей жизни и ее рамкам, но противопоставления по са мой природе своей не действительного, ибо ни путь легендарных образов, ни путь своеобразного пентеизма, ни дно—не могут дать освобождающего образа». Этот «освобождающий образ» появился в творчестве Горького тогда, когда оно сблизилось бытием своим с освобождаю щим классом—с пролетариатом: это сбли жение привело Горького • от «бывших людей»—к людям будущего, от «На дне»— к «Матери». И марксистская последовательность теоретической части сборника, и яркость приложения ее выводов к произведениям русской литературы, обнаруженная во 2-йчасти,—делают сборник важным явле нием в марксистском литературоведении. Таких ярких внутренно-цельных и после довательно-продуманных книг немного в библиотеке русского литературоведения. Законченность и цельность сборника кро ется не только в единстве метода, разде ляемого всеми участниками, но и в том, что весь сборник—плод коллективной р а боты: все статьи, его составляющие, бы-1 ли читаны и обсуждались в литератур-' ной комиссии при социологическом от делении Госуд. Академии Худож. Наук. А. С. Дурылин. Путь поэтов Иван Розанов.—Литературные репута ции. Кооперативное издательство писате- looo ***икитинские субботники». Москва. • А* г. Стр. 146. Ц. 1 р. 40 коп. ло'ст3 не®ольшая книга имеет большое тоинство, и прежде всего—достоин- . те С80евРеменности. «Относительность />епоИЧеСКИХ оценок>—говорит ее автор,— птип°ЧНОСТЬ всякого догматизма в этом гп n ^ e«HH все более и более проникает поив 00UIee сознание... Особое внимание мнгято КЭлТ В0ПР °С о взаимотношениях 1 и и читателей, проблема крити- пялои посРедницы между ними, И вот, с историей и теорией художе ственной литературы намечаются новые области для изучения: теория и история литературных репутаций. Первая зай мется исследованием факторов литератур ного успеха, вторая— изучением фактов в исторической последовательности, вы яснением их социологических причин. Возведение этих новых зданий стоит на очереди, а пока мы находимся в периоде накопления и описания материала». Такой материал и предлагает автор в своей книге,—материал очень свежий и показательный. Что такое литературная репутация— будет ли это репутация с плюсом: «клас сик» или с минусом—«безвестное ничто жество»? Как она возникает? Что ее соз дает? Как долго она живет? Ряд поучи тельных ответов на эти вопросы, имею щие очень большой социологический ин терес, находим у Розанова. Примером репутации «классика» служит «слава» Пушкина и ее история. История эта очень терниста, а колебания в об ’емах и величине «славы» этого классика из классиков были очень велики: в «клас сики» он попал еще с «Руслана и Людми лы», но смена эпох, переход культурного господства от класса к классу, перемена критических оценок, появление* новых кадров читателя,-—все это и множество других социальных влияний отражалось на размерах и прочности этой «славы». «Слава» эта выдержала испытание вре менем, десятилетиями: вывод автора— что в наши дни «народная тропа» к Пуш кину не только не заросла, но, с появле нием нового читателя, созданного рево люцией, тропа эта сделалась особенно торной. Но вот противоположная «репута ция»— репутация «ничтожества и безвест ности». Ей-Розанов посвятил очень любо- гытную статью «Литературная судьба первого поэта из рабочих». В немецкой «Истории всемирной литературы» Шерра давным-давно читали: «Алексей Кольцов, а после него Аликанов и Ульянов rjpone- ли песни, во всей своей свежести и само бытности вырвавшиеся из народной ду ши и открывающие собою новую ориги нальную полосу в русской литературе и лирике». Это свидетельство немца-исто- рика ставило в тупик русских «историков русской литературы». Венгеров сначала сомневался в самом существовании нико му неведомого Аликанова, а затем узнал об его существовании из рецензий Бе линского, но и приговор знаменитого критика обрекал Аликанова на полное забвение: песни Аликанова, по словам Белинского, «попали в мешки букини стов, на ярмарку, в руки деревенских ла кеев». Приговор Белинского Венгеров только усилил в своем «Словаре русских писателей»; «невозможный литературный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2