Сибирские огни, 1929, № 1
лежащее в основании поэтического явле ния». Сделать это не так легко. Это бы тие не нужно путать с «житием», т.-е. с биографией писателя: так, ответ на во прос, какое бытие обусловило создание «Войны и мира» и в каком бытии лежит причина ее рождения, не может быть отыскан в биографии графа Льва Тол стого, так как сама эта биография пред определена бытием в истинном смысле слова, т.-е. «тем социально-экономиче ским процессом, который детерминирует и житие людей, и их сознание, и поэти ческое творчество». В построении понятия «бытия», как предмета для литературоведческого ис следования, Переверзев исходит из мыс ли Маркса: «Главный недостаток мате риализма до Фейербаховского включи тельно состоял в том, что он рассматри вал действительность, предметный, вос принимаемый внешними чувствами мир, лишь в форме об ’екта или в форме с о зерцания, а не в форме конкретной чело веческой деятельности, не в форме прак тики, не суб’ективно». Ошибку этого до- марксовского материализма повторяют и многие литературоведы и критики, рас суждающие приблизительно так: «Лите ратура есть изображение жизни; читая произведение, вы видите, что в нем изо бражено, о чем в нем говорится, это и есть искомое бытие. Изучить его, и цель достигнута—марксистский анализ закон чен». Так, чтобы изучить «Евгения Оне гина», достаточно изучить светское об щество той поры... Однако, уже на при мере «Капитанской дочки» основатель ность этого положения поколеблется. Что здесь изучать, чтобы доискаться «бытия»? Пугачевщину? Но, очевидно, что ключ к пониманию и происхожде нию этой повести лежит не в самом пу- гачовском движении, а в пушкинском отношении к нему, которое, в свою оче редь, обусловлено отношением пушкин ского «бытия» (биографии) к бытию— «социально-экономическому процессу», детерминирующему и житие людей, и их сознание, и творчество». Какое бытие следует искать и изучать марксисту-ис- следователю в «Бахчисарайском фонта не»? Ясно, что не татарскую действитель ность эпохи Гиреев. Если бы, наконец, изучению подвергнута была поэма «Ру слан и Людмила» с ее сказочностью, то попытка наивно-реалистически найти бытие в самом сюжете поэмы потерпела бы полное крушение. Не помогла бы тут и попытка опереться на биографию ав тора. Все эти ошибки в поиске «бытия», как основы, на которой создано произ ведение, происходят только оттого, что забывают ту Марксову мысль, которая выше приведена и которую, в применении к литературоведческому марксистскому методу, Переверзев формулирует так: «Бытие, организующее' художественное произведение,—это активное бытие, явля ющееся в отношении поэтического созда ния и об’ектом и суб’ектом. Бытие потому и организует художественное произведе ние, что является не только изображае мым об’ектом, но и изображающим суб’ ектом. Только рассматривая бытие, как диалектическое единство об ’екта и суб’ек- та, можно говорить, что оно определяет художественное творчество». С этой основной, строго-марксистской точки зрения и написаны как другие те оретические статьи сборника («Проблема литературной науки» И. Беспалова и «К методике историко-литературного ис следования» Г. Поспелова), так и статьи, рассматривающие конкретный художе ственный материал. Для конкретного приложения исследовательского метода, сформулированного В. Ф. Переверзевым, выбраны, различные по стилю и эпохе, ьроизведения русской литературы. Взя ты: романтическая поэма («Демон» Лер монтова—статья У. Фохта), роман 40- 50 г. г. («Дворянское гнездо» Тургене- ьа—работа Г. Поспелова, «Обыкновенная история» Гончарова—работа В. Ф. Пере- верзева), произведения разночинской ли тературы 60-х г. г. (статья В. Савсуна о Помяловском) и, наконец, ранние расска зы Горького (статья И. Беспалова). На этом богатом материале было удобнее приложить те методические приемы, ,ко торые марксистски-обоснованы в теоре тических статьях. Результаты пересмот ра обычных оценок указанных произве дений, явившиеся следствием приложения точно сформулированного марксистско- литературоведческого метода, очень яр ки. Ограничусь примером «Демона». «Протестующий характер этой поэмы принимался всеми критиками и исследо вателями. «Я—враг небес», «Я—царь поз- нанья и свободы»— этим заявлениям Де мона верили все, кто о нем писал, и виде ли как в этих 'заявлениях, так и в самом образе «изгнанника» Демона выражение протестующего настроения и личности самого Лермонтова. Еще недавно критик-марксист Г. Леле- вич писал: «Лермонтов особенно близок передовому классу нашей эпохи своим настойчивым стремлением сделать свои произволения могучим орудием пере устройства общества». «Протест» в твор честве и личности Лермонтова несомне нен. Но вопрос о бытии, т.-е. основе и источнике этого протеста,—критиками обходился молчанием. «А в этом-то все дело,—говорит автор нового исследова ния о «Демоне», написанного с широким применением выше охарактеризованного метода,—этот протест был чисто peak-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2