Сибирские огни, 1929, № 1
напечатано в «Современнике» в 1856 г., а окончание (недописанное. впрочем, авто ром) увидело свет лишь в наши дни. Повесть эта чрезвычайно любопытна, как показатель общественно-политиче ского настроения Некрасова до перехода его на сторону «разночинцев», и для изу чения эволюции художественного стиля Некрасова. К. И. Чуковский во вступи тельном очерке устанавливает несомнен ную связь этой повести с «гуманною» тенденцией Тургеневских «Записок «Охотника» и зависимость ее художе ственного оформления от стиля англий ских юмористов—Диккенса и Теккерея. В повести зло и остроумно высмеян «тон кий человек», который полон самых тон ких чувств, но в то же время ведет себя по отношению к своим крепостным, как обыкновеннейший рабовладелец. Пре краснодушный либерал 40-х годов встает здесь перед нами в неприкрашенном виде. Незаконченность повести Чуковский об'ясняет тем, что Некрасов, как чуткий общественный деятель и журналист, по нял непригодность после севастополь ской катастрофы старой чувствительно гуманной манеры изображения крепост ного крестьянства. Но вряд ли дело за ключалось только в изменении общест венных взглядов Некрасова. Здесь, ве/ роятно, сказалась и потребность в изм< нении художественого стиля. Новое сдг держание русской литературы открывав ло неограниченные возможности выработ ки новых художественных форм, и Нек расов бросил прозу, чтобы перейти все цело к стихам. Для широкого читателя, незнакомого с книгой Чуковского, интересна, впрочем, не столько эта повесть, сколько отры вочные «Записи о декабристах» и неза конченная повесть «Каменное сердце», в которой Некрасов вывел, под именем Глажневского—молодого Достоевского, под именем Мерцалова—Белинского, под именем Решетилова—Тургенева, под име нем Тросникова— себя. В этой повести чрезвычайно резко и живо изображены читературные нравы 40-х годов и отно шение кружка Белинского к начинаю щему Достоевскому. По «Записям о де кабристах» Чуковский реконструирует первоначальный замысел поэмы «Русские Женщины», в центре которой должна бы- а стоять жена декабриста А. Г. Му равьева, и содержанием которой «долж на была служить не поездка русских *ещцин в Сибирь, а их многолетняя, многострадальная жизнь в Сибири». Комментарии Чуковского много помо гают разобраться в относящихся к произведениям Некрасова историко-ли- тературных фактах, но анализ его места- не глубок. Так, он не об ’ясняет, по чему же, наконец, Белинский и вся «плеяда Белинского» так невзлюбили вдруг Достоевского, с которым они сами же носились первое время. Дело здесь, конечно, не в том, что Тургенев и его подголоски «имели немало отрицатель ных черт» (как уверяет Чуковский), или в болезненном самолюбии Достовевско- го, а в глубочайшей классовой розни этих писателей. Достоевский был разно чинец, Тургенев—барин, а голос исте рического разночинца зазвучал у Д о стоевского задолго до того, как разра зился грандиозный конфликт «отцов» и «детей», и всем стало ясно, в чем корень расхождения. Белинский, тесно связанный личною дружбой с представителями старого ли тературного барства, поддался их влия нию в оценке начинающего Достоевско го. В таком же положении оказался и Некрасов, бывший в 40-х годах еще толь ко обыкновенным либералом. Б. Жеребцов. Марксистский метод в литературе Литературоведение. Сборник статей. Под редакцией В. Ф. Переверзева. Тру ды социалогического разряда Госуд. Академии Художеств. Наук. Москва. Ц. 3 р. 50 к. Стр. 347. !ЩИЙ сборник является попыт кой, с одной стороны, дать точную ф о р мулировку марксистского метода в лите ратуроведении и, с другой, приложить этот метод к познанию конкретных явле ний литературы. Общая же цель сб ор ника—«выработать научно-плодотворные пути применения марксистского метода к конкретному материалу». Основной теоретической статьей сбор ника является статья его редактора, В. Ф. Переверзева: «Необходимые пред посылки марксистского литературоведе ния». «Марксизм видит в литературе,— юворит Переверзев,—функцию социаль ной жизни, подчиненную в своем бытии и в своем развитии социальной необходи мости. Это обстоятельство давало и дает основание называть марксистский метод з литературоведении социологическим методом». Однако, это название не точ но, ибо возможно существование и идеа листических социологий. «Марксистский метод есть метод исторического материа лизма, а не метод социологизма вообще». «В основании художественного произве дения лежит не идея, а бытие, стало- быть, литературоведческое исследование (а также нужно, конечно, добавить— и критики современной литературы. С. Д.) и должно обнаружить не идею, а бытие,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2