Сибирские огни, 1929, № 1
ния и его роли в борьбе за социализм». Несмотря на все это Ленин считает, что, «Толстой дал художественные произве дения, которые будут всегда ценимы и читаемы массами, когда оии создадут се бе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов». Статьи Плеханова («Заметки публи циста», «Смешение представлений» и др.) относятся к тому же периоду, связанно му с восьмидесятилетней годовщиной, а затем и смертью Л. Толстого. В первой статье Г. В. Плеханов воз ражает одному из критиков, заявившему, что «Россия разделилась на два лагеря: ♦одни просто любят Толстого, другие— «отсюда и досюда». К первым этот кри тик относил людей передового образа мыслей, а ко вторым—охранителей и реакционеров. В ответ на это Плеханов заявляет: «Я не могу «просто любить Толстого», я тоже люблю его «отсюда и досюда». И дальше поясняет, как понимать это «отсюда и досюда»: «Я считаю его гениальным художни ком и крайне слабым мыслителем». И когда упомянутый критик заявил: «С Толстым радостно, без Толстого страш но жить», Плеханов понимает это как- раз наоборот: «жить с Толстым также страшно, как, например, с Шопенгауэ ром». В одном месте Толстой говорит: «Я пришел, ведь, к вере потому, что, по мимо веры, я ничего, наверное, ничего не имею, не нашел, кроме погибели («Испо ведь»). И так Толстой «спасся» от погибели верой. А в каком положении окажется человек, который останется неудовлево- ренным его верой? (Плеханов «Заметки публициста»). Более глубокую марксистскую оценку «философии» Л. Толстого Г. В. дает в статье: «К. Маркс и Лев Толстой», напи санной после смерти Толстого. Эта статья прежде всего—яркий обра зец применения диалектического метода к пониманию и истолкованию истори ческих и историко-литературных явле ний. Статья эта настолько важна, что она „должна быть прочитана не только каж дым литератором или общественным р а ботником, но и каждым грамотным чело веком, работающим над собой. В статье Аксельрод «Душевная траге-^ дия Толстого, как основа его вероуче-4 ния» Л. Толстой выступает, как писа тель-индивидуалист (оставаясь реали стом) в противоположность блестящей плеяде просветителей 60 и 70 г. г.: Нек расову, Салтыкову-Щедрину и др., из ко торых многие были не только писателя- ми-общественниками, но и последовате лями социализма. Для этого стоит вспом нить свидетельство Щедрина о том, что «Из Франции (разумеется не из Франции Л. Филиппа и Гизо, а из Франции Сен- Симона, Кабе, Фурье и в особенности Жорж Занд) лилась в нас вера в челово- чество, оттуда воссияла наша уверен ность, что золотой век не позади, а впе-ч, реди нас». В то же самое время Л. Толстой, этот «барин, юродствующий во Христе», заня тый самосовершенствованием, приходил к мысли, что золотой век (или царство божие) не впереди, не позади, а «внутри нас». Полагаем, что этих выписок из вы сказываний классиков марксистской мыс ли будет достаточно, чтобы ответить на ропрос: «Нужно ли нам изучать Толсто го?». Нужно изучать (и хорошо изу чать!) Толстого—автора «Войны и мира» и «Анны Карениной», но не автора «В чем моя вера», «Исповеди», «Евангелия» или статей «О ложной науке». Полагаем, что тем самым «снимается» вопрос о том, нужно ли издавать собрания сочинений Толстого. Теперь, когда после падения капиталистического рабства в России, «рабочие и крестьяне создают себе че ловеческие условия жизни» (по выраже нию В .И.), они имеют право читать ве ликого художника Л. Толстого. Огромное значение марксистского ли тературно-критического сборника заклю чается в том, что он позволяет современ никам, особенно молодежи, составить исчерпывающее по глубине и ясности представление о Л. Толстом, как худож нике и мыслителе, понять действенный характер очень многих его литературных персонажей, стоящих перед нами, «как живые» и отбросить в Толстом все «не наше», все барское и сугубо индивидуа листическое. Мы горячо рекомендуем этот сборник всем библиотекам, Шлолам и отдельным читателям, несмотря на его сравнитель ную дороговизну (2 р. 75 коп.). Запорожский. Неизданная проза Некрасвва Н. Некрасов.—Тонкий человек и др. неизданные произведения. Собрал и пояснил К. И. Чуковский. Изд. Федера ции советских писателей. М. 1928 г. Стр. 340. Тираж 5.000 экз. Цена 2 р 10 к., "•в__пер. 2 р. 35 коп. Большинство помещенных в этой ki ге произведений Некрасова (отрывок из повести «Каменное сердце», отрывок из пьесы «Как убить вечер», «Записи о де кабристах», очерк «Гумбольт») было уже опубликовано в 1926 г. в книге К. И. Чу ковского «Некрасов». Впервые публи куется только полный текст повести «Тонкий человек», начало которой было
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2