Сибирские огни, 1929, № 1
роман молодого писателя Ф. Панферо ва — «Бруски», представляющий раз вернутую эпопею из жизни советско го села за последнее десятилетие. Мы да леко, правда, не разделяем неумеренно восторженного отзыва об этой книге т. Луначарского, помещенного в «Правде». Но, на ряду с присущими роману недо статками, есть что-то в нем правдиво- привлекательное, что не отрываясь з а ставляет с немалым удовлетворением прочитывать эту в общем хорошую кни гу. В заинтересованных литературных кругах рецензируемая книга по справед ливости вызвала много откликов, в боль шинстве для автора благоприятных. «Бруски»—это отрез пустопорожней земли, за которую борется вновь органи зующийся колхоз из бедняков. Вокруг этой несложной тематической завязки, как основного стержня, нанизаны иные события немудрящего деревенского быта. В романе отражены все значительные с о бытия последнего десятилетия, так или иначе имевшие влияния на жизненные процессы села. Тут и бандитский налет, и расслоение, и борьба за землю, и любовь полубатрачки к богатею, и прочее. Все это крепко завязано единым фабульным замыслом автора. В романе развернут ряд интересных фигур, начиная от губкомца Жаркова, до кулака-мироеда Чухлявы. Между ними расположены все иные особи, в изобра жении которых Панферов выказал боль шое умение и знание. Даже такая сравни тельно малоудавшаяся для автора фи гура, как Жарков, намеченная эскизно и малоубедительно, порой удивляет жиз ненным сходством. «Его поразила», с о об щает автор: «множественность и проти воречивость социальных оттенков на селе». Взгляд автора на творческие возмож ности деревни—оптимистичен и логически обоснован развитием хода действия в р о мане, несмотря даже на его убогую, буд то бы, концовку: социальная драма, завя завшаяся на селе с момента организации артели, разряжается всеобщим побоищем, по и здесь надо отметить далеко не штампованный подход автора к изобра жаемым событиям. Читатель одинаково, поэтому, охотно верит как в настойчи вость Огнева, не останавливающегося пе ред возникающими препятствиями, так и в неудовлетворенность жизнью быв шего краскома Ждаркина, индивидуаль ным трудом добившегося сравнительно за коРоткое время значительного мате риального благополучия, но попрежнему тоскующего о минувших вольных днях. ихспогнчески-обоснованно показан втором момент взрыва подсознательных увств деревенской толпы, умело исполь зованных Семеном, путем сравнения ата мана Красюка с помещиком, для возбуж дения односельчан против бандитов. Оставляя в стороне иные положитель ные стороны романа, обратимся к крат кому перечню недочетов, которыми кни га также изобилует. Наибольшим, пожалуй, недостатком книги является общая установка автора на многосложность действия. Мы знаем, что в настоящее время деревня пережи вает период хозяйственно-социальной перестройки. И вот эта-то пестрота и ис кусственность событий, сугубо сконцен трированных во времени, в целях компо зиционных, кажется неестественной. С другой стороны, некоторые действия и события книгой намечены лишь схема тично, без углубленного показа их. В обрисовке некоторых действующих лиц, автор не сумел еще окончательно освободиться от штампа. «Библейский» законник Захар, неграмотный мужик, восьмерку зовущий заверткой, восприни мается читателем, как ложно-сусальная фигура, а не крестьянский идеолог и вождь, вопреки заверениям в том автора. Атаман Красюк, нарисован схематично, думает и говорит книжным языком. Н а родный язык автора вообще кой-где ре жет слух своей приторной слащавостью. Наконец, из романа, благодаря недоста точной четкости в изображении соответ ствующих моментов, можно сделать лож ный вывод о вреде партизанщины «во обще». На самом деле положительного исторического значения красного парти занского движения— отрицать не прихо дится. Язык романа не ровен: местами сказо во-стилизован, кое-где сугубо-реалисти чен. Не свободен от угловатостей. Досад но, например, читать такие выражения, как: «смех перешел в гоготание и, пры гая, понесся вдоль улицы (■!)», «смех ветерком сдунуло с широковцев», «скво зил легкий, вкусный, весенний ночной ве терок». Натуралистическая манера письма в отображении ненужных подробностей ка жется досадно излишней. Но с половины книги автор заметно овладел темой и языком и ведет повествование более уме ло и художественно-доказательно. В подражание Артему Веселому роман разбит на звенья, а не на главы. Хотя роман и не свободен от многих недостатков, однако, автор проявил нема лые художественные задатки, правильное развитие которых поможет выйти ему на путь широкого литературного творче ства. С. Горлов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2