Сибирские огни, 1929, № 1
в его великолепной по лирическому раз маху картине ночи в заключительных стра ницах «Зигфрида Илимузэн». Но все эти смещения, нарушения и остранения реальности, впрочем, не дела ют романа Олеши гротеском, как думает, Евг. Журбин: «вся вещь сделана по зако ну гротеска, хотя и на новых основаниях» (см. журн. «Звезда», 5,1928). Эти новые основания (Журбин не говорит о них), на до думать, заключаются единственно в том, что автор «Зависти», используя ме жду прочим и приемы гротескного офор мления (игра с реальностью), идет путем реалиста—классика, который в погоне за техникой письма не забывает о жизни и целях ее. Почти ту же поправку надо внести в приведенное выше замечание Тальникова. Он попытался сблизить приемы Олеши с методами французской конструктивной живописи, в частности—кубизма, восстав шего, как известно против бесформенного живописного импрессионизма. Это сближе ние Тальникова хаотично и не доведено до конца. Дело в том, что живописный кубизм выродился в буржуазный эстетизм, в ме тафизику геометрических плоскостей, в графическую символику (например, даны пересекающие друг друга фас и профиль лица). В конце концов, он об'явил войну против «сюжетности», «литературщины», «идей»—против всего, что «связывало с реальностью», не давало хода «лиризму» не позволяло env унестись в сферу безлич ную и бескорыстную, «в невременную и внепространственную» (см. Тугенхольд. Художественная культура Запада. Гиз. 1928). Между тем искусство Олеши как раз чуждо «комнатной гимнастике» куби стов. Его устремление к точному рисунку, к живописности и к композиционной целостности, подчиняющей детали техни ки единому архитектоническому заданию, в то же время чуждая жеманному форма лизму кубистов, идейность и целеустре мленность,—все это дает нашему прозаику свое особое значительное место. Работа Олеши. несомненно, внесет освежающую етрув в литературное искусство наших Против отхода от коллектива Лидин.— «Отступник». Роман Стр. 295. ГИЗ. 1928. Цена 2 р. 60 к. ^ Вд. Лидин вошел в советскую литера туру «Морским сквозняком» и «Мыши ными буднями». В этих книгах, появле ние которых, если мы не ошибаемся, ”)Q'V!*H0 ° ыть отнесено к 1922 или к >923 году, Лидин с тонкой иронией и с большой словесной витиеватостью изо бразил российских обывателей в револю ции, а также зарубежного мещанина. В последней по времени выхода в свет вещи,—в романе «Отступник» Лидин пе решел к изображению близких нам лю дей, а именно—советской студенческой молодежи. Герой романа—заводский парень Ки рилл Бессонов, приехав в столицу из ма ленького городка и поступив в столич ный ВУ З , случайно попадает в богемно поэтическую среду. Случайное выступле ние со стихами на одном поэтическом сборище, случайное участие критика, привыкшего «каждую неделю открывать новые таланты»,—заражает юношу ядом самолюбия. Мечтательный юноша, напуганной ко ротким успехом стихотворца и раздра женный последующими неудачами, Бес сонов, не успев войти в студенческий коллектив, поддается влиянию крайнего индивидуалиста и циника, любителя «ве селого бабья» и «шикарной жизни» сту дента Свербеева. Свербеев — принци пиальный циник. — Все позволено!— поучает он Бессо нова в пьяной беседе.—Нас война и ре волюция хорошо перепахали! А, ведь, иначе и жить-то не стоит, друг, если се бе не все позволить! Гранит науки? Лад но. Предположим, разгрыз ты этот гра нит... а дальше что? Становишься инже нером, попадаешь в перепроизводство. Сто устроятся с хлеба на квас, а две ты сячи девятьсот пожалуйте на вынос. Или в канцелярию счетоводом в лучшем слу чае или диспетчером что ли... на стан цию Лихоборы куда-нибудь. Житьишко с канарейкой... Нет, брат, я себя на такой лад не строю. Я жизни хочу, чтобы жить не хуже других, чтоб баб вокруг меня до чорта было... а, ведь, сейчас красивого бабья сколько хочешь, лопатами бери! Вышеприведенные рассуждения Свер беева обнаруживают в нем законченного представителя упадочнической части на шей молодежи, из среды которой вышли Альтшуллер, Кореньков и им подобные. Еще полнее раскрывается Свербеев в 1 едующих своих признаниях: — ...Я в партии был четыре года, на се ми фронтах дрался, военкомом дивизии был... Таких вот, как я, тысячи... мы на огонь летели, дрались, себя не жалея, в пух по ветру себя пускали... А нас с военной ра боты прямехонько в бухгалтерию... учи тесь, товарищи, на счетах считать да штаны просиживать... А в канцелярию не желаете, пожалуйте в вычистку... По ка был в кармане билет, была должность, человеком был. Отобрали билет, смести
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2