Сибирские огни, 1929, № 1
Картину нужно дать глазами рабочего или крестьянина, переживающего Колчаковщину. Исторические лица (например, Колчак) не должны играть первых ролей. Их известная всем участь интересует нас меньше, чем участь рядовых пар тизан и т. п. Несколько кадров, в том числе расстрел Колчака, его труп, скрываю щийся в проруби Ангары,—достаточны. События должны делать массы. Колчаков щина должна быть картиной массовых сцен. Следует решительно отвергнуть де шевый и соблазнительный метод изображения «белых» в духе «Красных дьяво лят». Если Махно довольно просто было поймать в мешок, то стоило лй пускать и ход Конармию? Недооценка побежденного исторического врага унижает, пре жде всего, Красную армию. Подлинно-революционная картина должна быть прав дивой. Надо показать настоящие корни разложения Колчаковщины. Они идут к ря довому крестьянству, к рядовому казачеству, к рядовому солдату колчаковской армии, переходившему в ряды Красной армии и в ряды партизан. О той же худо жественной мере следует говорить в отношении традиционных офицерских по поек, расстрелов, зверств, так как всякая ошибка в этих кадрах может вызвать в зрителе совсем не те переживания, на которые рассчитывал автор. Многочисленная художественная и мемуарная литература дает сценаристу и режиссеру богатый материал о Колчаковщине, значительно облегчая задачу. Хотя в основу сценария нельзя положить ни одного из существующих произведений на эту тему, ряд готовых сюжетов, разработанных в литературе, помог бы оформле нию картины. Например, отступление остатков колчаковской армии и т. п., легко оформить, используя сюжет повести И. Гольдберга «Гроб подполковника Недо- четова». К работе над сценарием необходимо приступить немедленно, так как эга ра бота потребует, очевидно, многих месяцев. Заметка, появившаяся в «Советском Сибири», заставляет предполагать, что далеко не все в этой области благополучно: «Сценаристка Агаджанова-Шутко («Сов. Сибирь», 28 феврали) приезжает в Ново сибирск для ознакомления с материалами Сибистпарта и архивов, по которым она будет писать сценарий для «Колчаковщины». Ясно, что если писать сценарий по «материалам архивов», то для одной систематизации и изучения этих материалов потребуется огромная работа; а главное совершенно нелепо с этой целью ехать из Москвы в Новосибирск, так как архив Колчаковщины находится в Москве. Поэтому приурочивая «Колчаковщину» к десятилетию освобождения Сибири от белогвардейцев и интервентов, Кнносибирь в то же время не должна брать на себя обязательства выпустить картину к указанному сроку. С бюрократической при- вычкой тратить лишние средства и портить ради желания «поспеть к празднику» давно пора покончить. В. Итин. РОСТ СИ БИ РС КОЙ АПП Ассоциация пролетписателей Сибири за последнее время значительно вы росла и укрепилась. Недавно в Новосибирскую группу СибАПП вступили члены ССП—т. г. Кудрявцев, Чертова, Гиршликовнч (Е . Ехидин) и Павлов. Кроме них, в члены АПП приняты т. т. Запорожский и Зобачев. В связи с укреплением, правление Новосибирской группы решило изменить и методы своей работы. Кроме обсуждения на общих собраниях чисто организа ционных вопросов и лабораторных занятий, вся работа переносится в клубы и красные уголки предприятий и учреждений. Все члены группы прикреплены к ли тературным и рабкоровским кружкам. В настоящее время правлением разрабатывается план издания нескольких но меров газеты АПП ’а. В газете будут освещены вопросы, поднятые на диспуте— •«Нужна ли нам художественная литература», отношение СибАПП к группе «Настоя щее» и СПП и др. В апреле месяце предполагается созвать об’единенное совещание (конфе ренцию) всех литгрупп СибАПП с вопросами: состояние пролетарской литерату ры н очередные задачи СибАПП.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2