Сибирские огни, 1929, № 1

можно вывозить сибирский лес и многие другие грузы, не выдерживающие же­ лезнодорожных фрахтов. Впрочем, говоря о недостатках фильма, надо брать ее целиком. Возможно, что большую часть указанных недостатков было бы легко устранить, пустив во время демонстрации фильма небольшие либретто, об’ясняющие закулисные сторо­ ны Северного Морского Пути. Тогда картина стала бы тем, чем она должна быть: бодрой, зажигающей мечтой о наших неисчислимых возможностях. «Колчаковщина» (Какой должна быть картина) Принципиально решен вопрос о постановке в текущем году первой большой художественной сибирской кино-картины «Колчаковщина». «Киносибирь» предпо­ лагает ставить картину совместно с «Межрабпом-Фильм». Предполагается участие лучшего нашего кино-режиссера т. Пудовкина. Основные установки всех наших кино-картин должны обсуждаться на стра­ ницах печати до постановки, а не потом, когда картина появляется на экране, когда ошибки невозможно исправить. Ведь по поводу какого-нибудь незначительного рассказа или повести, еще не появившихся в печати, у нас усердно «гремят вигии», все художественные произведения, печатающиеся в «Сибирских Огнях», предвари­ тельно зачитываются и обсуждаются на открытых собраниях,—а кино-картины де­ лаются в «тиши лабораторий». Колчаковщина на экране не показана. Кустарная сибирская картина «Красный газ» почти забыта, так что о ней можно говорить лишь в плане использования луч­ ших ее кадров (серебряная рота, партизанские самодельные пушки и т. п.). Между тем, колчаковщина, вернее—интервенция, Колчак, белогвардейский мирок вообще— с одной стороны, и с другой—красные партизаны. Красная армия, Советская Рос­ сия, пролетариат и крестьяне-бедняки, побеждающие сильнейшего технически про­ тивника,—представляют собой совершенно исключительный в своей законченности и «красочности» материал. Показать надлежащим образом этот исторический отре­ зок—значит показать неизбежность победы Советов, силу пролетарской диктату­ ры, гибель и разложение всякой интервенции. Такая картина могла бы приобре­ сти действительно мировое значение уже по одному тому, что в сибирской интер- ьенции участвовали почти все нации старого и нового света. Бывшие солдаты союзников, не говоря о каждом пролетарии, которым удалось бы взглянуть на ленту, выполненную в этом плане, по-иному взглянули бы и на роль их собствен­ ных буржуазных, «культурных», правительств. В современной революционной кинематографии в основном существуют два подхода к теме, независимо от совершенно несущественного деления фильм на «игровые» и «неигровые». Например, можно противопоставлять работы Пудовки­ на «Конец С.-Петербурга» и «Потомок Чингис-Хана». Первая—это историческая повесть, правдивая и потрясающая своей прав­ дой. Каждый кадр «Петербурга» живет вместе с безымянным выходцем из де­ ревни, ни одного кадра нельзя выпустить или переделать. Но то же высокое ма­ стерство только подчеркивает провал «Потомка Чингис-Хана». Великолепная этнография картины ценна сама по себе. Ее можно вырезать и показывать от­ дельно. Режиссер оказался во власти низкопробной литературщины. Что это за англичане, которые никогда, как известно, не дрались с монголами? Что это за ин­ тервенция «вообще», колониальная политика «вообще», партизаны «вообще»? В результате—вместо великой исторической борьбы—лживая выдумка, в которую зритель не верит или в которой запутывается... Мы подходим здесь вплотную к вопросу о сценарии, как основной канве всякой режиссерской работы в кино. В революционной кинематографии основной ■*амысел картины, выраженный в сценарии, выдвигается на первый план, его не может заменить никакая постановка и поэтому на этот этап творчества Киноси- оирь должна обратить исключительное внимание. Колчаковщина должна быть до­ кументальной историческое! эпопеей. Картина должна начинаться от крестьянских полей, от голода в городах Европейской части РСФСР , от национализации ино­ странных предприятий, от мелких французских буржуа, лишившихся франков с «русского займа». Причины интервенции причины восстаний должны быть ясны. Сюжетные линии должны быть подчинены этому требованию.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2