Сибирские огни, 1929, № 1
можно вывозить сибирский лес и многие другие грузы, не выдерживающие же лезнодорожных фрахтов. Впрочем, говоря о недостатках фильма, надо брать ее целиком. Возможно, что большую часть указанных недостатков было бы легко устранить, пустив во время демонстрации фильма небольшие либретто, об’ясняющие закулисные сторо ны Северного Морского Пути. Тогда картина стала бы тем, чем она должна быть: бодрой, зажигающей мечтой о наших неисчислимых возможностях. «Колчаковщина» (Какой должна быть картина) Принципиально решен вопрос о постановке в текущем году первой большой художественной сибирской кино-картины «Колчаковщина». «Киносибирь» предпо лагает ставить картину совместно с «Межрабпом-Фильм». Предполагается участие лучшего нашего кино-режиссера т. Пудовкина. Основные установки всех наших кино-картин должны обсуждаться на стра ницах печати до постановки, а не потом, когда картина появляется на экране, когда ошибки невозможно исправить. Ведь по поводу какого-нибудь незначительного рассказа или повести, еще не появившихся в печати, у нас усердно «гремят вигии», все художественные произведения, печатающиеся в «Сибирских Огнях», предвари тельно зачитываются и обсуждаются на открытых собраниях,—а кино-картины де лаются в «тиши лабораторий». Колчаковщина на экране не показана. Кустарная сибирская картина «Красный газ» почти забыта, так что о ней можно говорить лишь в плане использования луч ших ее кадров (серебряная рота, партизанские самодельные пушки и т. п.). Между тем, колчаковщина, вернее—интервенция, Колчак, белогвардейский мирок вообще— с одной стороны, и с другой—красные партизаны. Красная армия, Советская Рос сия, пролетариат и крестьяне-бедняки, побеждающие сильнейшего технически про тивника,—представляют собой совершенно исключительный в своей законченности и «красочности» материал. Показать надлежащим образом этот исторический отре зок—значит показать неизбежность победы Советов, силу пролетарской диктату ры, гибель и разложение всякой интервенции. Такая картина могла бы приобре сти действительно мировое значение уже по одному тому, что в сибирской интер- ьенции участвовали почти все нации старого и нового света. Бывшие солдаты союзников, не говоря о каждом пролетарии, которым удалось бы взглянуть на ленту, выполненную в этом плане, по-иному взглянули бы и на роль их собствен ных буржуазных, «культурных», правительств. В современной революционной кинематографии в основном существуют два подхода к теме, независимо от совершенно несущественного деления фильм на «игровые» и «неигровые». Например, можно противопоставлять работы Пудовки на «Конец С.-Петербурга» и «Потомок Чингис-Хана». Первая—это историческая повесть, правдивая и потрясающая своей прав дой. Каждый кадр «Петербурга» живет вместе с безымянным выходцем из де ревни, ни одного кадра нельзя выпустить или переделать. Но то же высокое ма стерство только подчеркивает провал «Потомка Чингис-Хана». Великолепная этнография картины ценна сама по себе. Ее можно вырезать и показывать от дельно. Режиссер оказался во власти низкопробной литературщины. Что это за англичане, которые никогда, как известно, не дрались с монголами? Что это за ин тервенция «вообще», колониальная политика «вообще», партизаны «вообще»? В результате—вместо великой исторической борьбы—лживая выдумка, в которую зритель не верит или в которой запутывается... Мы подходим здесь вплотную к вопросу о сценарии, как основной канве всякой режиссерской работы в кино. В революционной кинематографии основной ■*амысел картины, выраженный в сценарии, выдвигается на первый план, его не может заменить никакая постановка и поэтому на этот этап творчества Киноси- оирь должна обратить исключительное внимание. Колчаковщина должна быть до кументальной историческое! эпопеей. Картина должна начинаться от крестьянских полей, от голода в городах Европейской части РСФСР , от национализации ино странных предприятий, от мелких французских буржуа, лишившихся франков с «русского займа». Причины интервенции причины восстаний должны быть ясны. Сюжетные линии должны быть подчинены этому требованию.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2