Сибирские огни, 1929, № 1
«Русское Слово» или «Правду»? Кто они, эти люди, в комнате у которых стоит цветок? Рабочие или бедные торговцы папиросами? t И если мы переметнем еще одну страницу, то опять увидим читающего че^ ловека. За что же агитирует художник? За чтение шиг? Это не плохо. Н о каких? Почему бы на обложке не сделать надпись той книги, которую художник предла гает читать, иначе, какая же польза от этих двух рисунков? На 34 странице китаец торгует бумажными кружочками. Это, конечно, и зо бражение настоящего, сегодняшнего дня. Зарисован факт. Какие же мысли возни кают при разглядывании рисунка? Мой товарищ по работе сказал, следующее: — Эти кружочки для социализма не нужны. У добродушной, сердобольной старушки этот рисунок вызовет, быть может, жалость к китайцу, который за три пятака стоит на улице целый день, и в жар, ! и в дождь, и в трескучий мороз. Лавочник начнет придумывать, какие товары ему выбросить на прилавок, чтобы отбить эти три пятака у китайца. Работника коопе рации может подтолкнуть к скорейшему проиводству и торговле этими кружочка ми для борьбы с частным капиталом. И, что вернее всего, этот рисунок может быть рассмотрен всеми—и только. Он, рисунок этот, ни за что конкретно не агитирует. Эго простая фотография. Черные и белые цвета и только. В № 2, на 11 странице, 5 человек занимаются чаепитием. Надпись: «Молодой человек на хорошем месте прилично зарабатывает». Кто этот молодой человек? Где он служит? Как он зарабатывает? Спец он? Спекулянт? Выгодный жених? Кто?’ Какое отношение этот рисунок имеет к учительской роли литературы? Чему этот рисунок учит нас? Перевернув страницу, увидим женщину, на руках у которой ребенок. Боль шой, белой грудью она кормит ребенка. Это все видим. Каждый знает, что мать кормит ребенка грудью. Но за что агитирует художник Заковряшин? По рисунку, ведь, не понять, что полезнее кормить грудью или искусственным молоком. Зачем же тогда такой рисунок? Для любованья грудью? Наконец, на 14 странице увидим первую картину о строительстве Красной (армии. Силуэты красноармейцев, согнутые под тяжестью винтовок, идут. По под писи можно понять, что идут они на пост. Что же Кременский хочет этим рисун ком сказать? Чаю напрасно командир послал усталых красноармейцев на пост или что нужно веселым итти на пост, или... впрочем и тут, что хочешь, товарищ, то и думай. Думать—полезно! На 20 странице стоит киргизка, около нее художник Уфимцев поставил четверть. Ну, вот и пойми: то ли эта киргизка несет в лавочку в этой четверти кумыс, то ли самогонку мужу, то ли собирается в молкооперацию сдать молоко? Подпись же раз ’ясняет: «Киргизка». И то хорошо, иначе трудно догадаться, кто стоит около четверти: киргизка или бурятка. На 23 странице мы видим красноармейца в конюшне, играющего на гар мошке. Сам факт сомнителен. У дневального в конюшне очень много работы, ему, пожалуй, некогда играть. Но самое главное это то, что больше о строительстве Красной армии и быте красноармейцев во всех журналах за 1928 г. нет ни одного рисунка. В № 3 нарисован портрет М. Горького, киргиз, мальчик с кошкой, двор за- иода, фигура милиционера, две подруги—одна сидит, другая стоит, киргизка с чайником, ойрот трубку курит, 2 козла у озера, опять две женщины—одна си- лит, другая стоит, два узбека играют на инструменте и две хакаски сидят. Все эти рисункй, являясь фотографией факта, могут быть помещены в каком угодно жур нале, какого угодно направления. Эти рисунки не содержат в себе классовой сущ ности, они ни за что не агитируют. Простое времяпрепровождение. Лежи себе на кровати, ноги вверх, и любуйся рисунками. В № 4-5 четыре рисунка изображают бурятомонгол. Первый рисунок изо бражает бурят, играющих в карты; во-втором—четыре гримасничающих стоят, один держит ветку; в третьем—двое стоят, а один сидит у рыбы, и последний ри сунок—три бурята сидят на земле. Кто же эти буряты? О чем они думают? Как он-! живут? Неизвестно. На 22 стр. над подписью «Пересоленный суп» стоит силуэт мужчины, отвер нувшегося от супа, и спиной к нему женщина, пересолившая суп, п.тачет. К чему
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2