Сибирские огни, 1929, № 1
Но все-таки, отбросив все недостатки и промахи Анова, мы должны признаться: в лице этого писателя Сибирь имеет крепкого беллетриста, имеющего за плечами жизненный опыт (главное!) и технику писательства. Но только нужно, вместо сомнительных «ручательств», излечиться от «анекдотомании» и давать крепкие, бодрящие и на 100 проц. жизненные вещи. Умение найти в обыденной жизни, в черновой работе на стройке нового мира великое —это истинная задача художника... Найти в простом—великое... Вивиан Итин ныне заявил себя только прозаиком. О первой его вещи—от рывках из сценариев—не приходится говорить. По отрывкам не судят о целом, зато последняя вещь «Спасение Печонкина» интересна для нас во всех отноше ниях. Итин выступает этим произведением, как новатор в области формы. Первые строки рассказа заверяют читателя в любви автора к «реальным ве щам». Ни доли фантастики, не нужно «дешевых украшений», за факт, за голый «материал, из которого сделан рассказ», но последующее приводит в беспорядок ваше решение. Перед вами не «голый материал», не фантастический рассказ, а про сто-напросто какой-то монтаж из различных форм прозаических произведений. Итин ловок и хитер, а его рассказ сработан остроумно. «Спасение Печонкина»— универмаг. Вы хотите истории полярных исследований, немножко фольклора, ге ографии, современного очерка о северных городах, американского «морского» де тектива, разрушения канонов формы в беллетристике, ломки эстетизма, ориги нальности, философских рассуждений на тему о бесцельности траты громадных сумм на спасение ненужного обществу человека и проч., и проч. Над всеми ваши ми требованиями этот рассказ ставит громадное «пожалуйста»! Как режиссер, он монтирует своего «Печонкина» из пылкой фантазии поэта и художника, клочков хорошего очерка, лаконических строк репортерской замет ки, и получается хорошо. Само собой разумеется, ставить вопрос о какой-либо общественной значимости Печонкина не приходится, но со стороны эксперимента в области формы, с точки зрения стиля, языка, умелой композиции, общей худо жественной цельности рассказ заслуживает и достоин внимания читателя. Но все же это «послеобеденная беллетристика». От Итина— большого худож ника и мастера, а также и коммуниста мы в праве требовать произведений силь ных не только по форме и занимательности, но и идейности. Георгий Павлов мне рисуется человеком, побывавшем в хороших военных переделках, ибо психика его слишком поражена баталией—только баталией. Ав тор верен войне. Кругом кипит мирное строительство, но тов. Павлов в своих рас сказах погружается в славные воспоминания об ушедшем. Но, благодаря неравно душию автора к своим произведениям, получаются большие вывихи, один из та ких—«Параграфы, пропущенные в книгах». Приходится поставить автору в упрек его чрезмерную симпатию к такому тряпичному герою, как Гривин. Последняя вещь несравнима с «Параграфами» во всех отношениях. Эго хорошее, добротное произведение. И—к сведению автора— читатели будут рады, если и в будущем Георгий Павлов поделится с нами о слав ных годах борьбы за советы хорошими рассказами. На рассказах тов. Чертовой следует остановиться. Не оценивая первого (хо рошего) «Личное дело» при столкновении со вторым («Лицо денег»), хочется ска зать несколько слов. Герой этого рассказа Нудьга— ирреален, не жизнен. Малень кую справку, тов. Чертова,—люди, которые не знали, куда девать деньги, так сча стливо полученные, невозможны. Ваш же архивный старичок не знает, куда при ложить такую сумму... Странно... Если он помешан или страдает уже старческим маразмом—плоха характеристика и трактовка как пожертвования, так жертвова теля. Получается в итоге: нужно быть ненормальным, идиотом, чтобы не знать, куда девать деньги. Вот идея вашего рассказа по оформлению, конечно же, вы преследовали не ту цель. Но, к сожалению, приходится констатировать. Прекрасным рассказом порадовал в последнем номере Исаак Гольдберг. «Ли- Тян уходит»—одна из лучших вещей, напечатанных в журнале за 1928 г. Велико лепная форма, образный язык, вдумчиво и четко разработанная фабула, умелая подача образов, глубокая идейность (вечный вопрос— о старом и новом—подан ный в хорошей новой обработке), все это вместе взятое ставит произведение на значительную высоту. И будет, пожалуй, вполне справедливо признать, что луч шее в беллетристическом отделе за 1928 г.— «Ли-Тян уходит». 25 лет литературной деятельности не прошли бесследно, уже сейчас поя вляются плоды работы писателя над собой, хорошие— цельный. Мы приветствуем писателя, вступающего во вторую четверть века неустанной работы. Мы ждем
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2