Сибирские огни, 1929, № 1
ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ Помещая отзывы наших читателей о «Сибирских Огннх» в целом и об от дельных произведениях, печатавшихся в них, редакция не оговаривает своегчо разногласия с авторами по отдельным вопросам. Мы считаем, что всякая рабо чая критика должна учитываться и редакциями и авторами. Большинство отзывов вызваны журналом «Настоящее» и «литературным но мером «Настоящего». Мы даем им место в том же отделе. (Ред.). 1. «СИБИРСКИЕ ОГНИ» за 1928 год. Прошедший год хорошо озонировал литературную «атмосферу». Он озна меновался спорами, полемикой—просто открытой бранью и это хорошо. Это х о рошо потому, что в свежем воздухе, освобожденном от литературных микробов упадка,—«Сибирские Огни» начинают светить ярче. Прогуляемся по страницам нашего журнала за истекший год. В отделе беллетристики было помещено 26 произведений. Первое место по количеству продукции принадлежит Николаю Анову. Из всех авторов «Сибогней» для нас наиболее интересен названный писа тель. Это он вызвал столько споров, столько ругани и похвалы, и, конечно, в ре зультате стал «знаменит». Анов имеет достаточное количество нападок со стороны группы «Настоящее», лозунг которой в литературе—фиксация сегодняшнего дня. Пикантность этих нападок в том, что Анов именно фиксирует только современ ность, только факты жизни и меньше других бывает во власти фантазии. Однако, «Настоящее» обвиняет Анова в реакционности. Отправной точкой этих рассуж дений является «многострадальная» «Глухомань». Я не имею в виду оценивать здесь общественную ценность этой вещи Анова, отношение к ней у меня вполне тождественно с заключением группы «Настоящее». Но несколько суждений по по воду творчества Анова. Мне кажется, этот человек болен, и болен опасно анекдотоманией. Ориги нальность и новизна сюжета—вещь хорошая, но когда художник забывает меру и является охотником за острыми, экстраординарными случаями—результат пла чевный. Для характеристики вещей Анова может служить фраза П. Незнамова (Леф) в рецензии на одну из советских фильм («постановщики, погнавшись за ост рым гарниром, забыли о мясе»). Анов со страстью фанатика любит эти острые сюжеты с запутанными, сложными ситуациями («Награда»), стремительностью действия, иногда скатывающимся к чистому авантюризму, к извращениям совет ского быта («Глухомань»), иначе говоря—к гарниру. Но мясо—идея, гл-убизна с о держания—этого в произведениях Анова вы не найдете. В погоне за эксцентри ческим сюжетом Анов черпает его исключительно из темных сторон нашего быта... Но язвы, любовно оперируемые Ановым и выставляемые им напоказ читающей публике,—плохой свидетель его благонадежности. И вот в шестом номере появ ляется рассказ «Сайрам-Су». При прочтении кажется, что этот рассказ писал кто-то другой, но не Анов,—настолько он не походит на его прежние произведения. «Сайрам-Су» ни в коем случае не может быть назван художественным рассказом. Это—схема. Схема шаблоннейшего сюжета, подкрашенного экзотикой (сугубо рабочей, не поэтической. В. М.) с ярко революционной идеологией. Персонажи сработаны Ановым по принципу «blanche et noir». Впечатление удручающее. И если прежние рассказы «Награда», «Ядовитое жало» «Глухомань» были отмече ны мастерством, заставлявшим с удовольстрием прочитывать их, то в этой «от писке» мастерство и не присутствовало.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2