Сибирские огни, 1929, № 1

ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ Помещая отзывы наших читателей о «Сибирских Огннх» в целом и об от­ дельных произведениях, печатавшихся в них, редакция не оговаривает своегчо разногласия с авторами по отдельным вопросам. Мы считаем, что всякая рабо ­ чая критика должна учитываться и редакциями и авторами. Большинство отзывов вызваны журналом «Настоящее» и «литературным но­ мером «Настоящего». Мы даем им место в том же отделе. (Ред.). 1. «СИБИРСКИЕ ОГНИ» за 1928 год. Прошедший год хорошо озонировал литературную «атмосферу». Он озна­ меновался спорами, полемикой—просто открытой бранью и это хорошо. Это х о ­ рошо потому, что в свежем воздухе, освобожденном от литературных микробов упадка,—«Сибирские Огни» начинают светить ярче. Прогуляемся по страницам нашего журнала за истекший год. В отделе беллетристики было помещено 26 произведений. Первое место по количеству продукции принадлежит Николаю Анову. Из всех авторов «Сибогней» для нас наиболее интересен названный писа­ тель. Это он вызвал столько споров, столько ругани и похвалы, и, конечно, в ре­ зультате стал «знаменит». Анов имеет достаточное количество нападок со стороны группы «Настоящее», лозунг которой в литературе—фиксация сегодняшнего дня. Пикантность этих нападок в том, что Анов именно фиксирует только современ­ ность, только факты жизни и меньше других бывает во власти фантазии. Однако, «Настоящее» обвиняет Анова в реакционности. Отправной точкой этих рассуж­ дений является «многострадальная» «Глухомань». Я не имею в виду оценивать здесь общественную ценность этой вещи Анова, отношение к ней у меня вполне тождественно с заключением группы «Настоящее». Но несколько суждений по по­ воду творчества Анова. Мне кажется, этот человек болен, и болен опасно анекдотоманией. Ориги­ нальность и новизна сюжета—вещь хорошая, но когда художник забывает меру и является охотником за острыми, экстраординарными случаями—результат пла­ чевный. Для характеристики вещей Анова может служить фраза П. Незнамова (Леф) в рецензии на одну из советских фильм («постановщики, погнавшись за ост­ рым гарниром, забыли о мясе»). Анов со страстью фанатика любит эти острые сюжеты с запутанными, сложными ситуациями («Награда»), стремительностью действия, иногда скатывающимся к чистому авантюризму, к извращениям совет­ ского быта («Глухомань»), иначе говоря—к гарниру. Но мясо—идея, гл-убизна с о ­ держания—этого в произведениях Анова вы не найдете. В погоне за эксцентри­ ческим сюжетом Анов черпает его исключительно из темных сторон нашего быта... Но язвы, любовно оперируемые Ановым и выставляемые им напоказ читающей публике,—плохой свидетель его благонадежности. И вот в шестом номере появ­ ляется рассказ «Сайрам-Су». При прочтении кажется, что этот рассказ писал кто-то другой, но не Анов,—настолько он не походит на его прежние произведения. «Сайрам-Су» ни в коем случае не может быть назван художественным рассказом. Это—схема. Схема шаблоннейшего сюжета, подкрашенного экзотикой (сугубо рабочей, не поэтической. В. М.) с ярко революционной идеологией. Персонажи сработаны Ановым по принципу «blanche et noir». Впечатление удручающее. И если прежние рассказы «Награда», «Ядовитое жало» «Глухомань» были отмече­ ны мастерством, заставлявшим с удовольстрием прочитывать их, то в этой «от­ писке» мастерство и не присутствовало.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2