Сибирские огни, 1929, № 1
имеют воспитывающее значение. Это поймет каждый рабочий. О профессоре Круссере нужно оказать, что, может быть, он был и прав, но, к сожалению, ..далек» яе убедите лен. Свои марксистские цитаты он не подтвердил ни одним фактом. Диспут, в общем, принесет много рользы. Если он далеко не содействовал тому, чтобы «вправить мозги», то', во всяком случае, толчок он даст. Писателям нужно поставить здесь определенный упрек, что они замкнулись, варятся в собственном соку и не слушают мнений широкой массы рабочих читателей (т. Васильев — работник библиотеки). — Глубоко не прав т. Козлов, когда он говорит, что «искусство всегда правди во». Поэт средних веков говорит: «Чей хлеб я ем, того и песни я пою». Средневековый поэт пел песни феодала. Шекспир писал своему патрону: «Все, что я создал, есть твое, творенье, и все, что я создам—будет твое творенье». Искусство далеко не всегда и ве зде было правдиво. Но оно всегда и везде было в руках господствующего класса, кото рый и подчинял исскусство своим интересам. Вопрос не в том, нужна ли нам худо жественная литература? Пролетариат—восходящий класс—будет творить нужную ему литературу, вовсе не по желанию Курса или Круссера. Нельзя здесь отговаривать ся пышными фразами, в роде того, что «если пролетариат не будет творить художе ственной литературы, то он понесет шлейф буржуазной литературы». Пролетариат требует такой литературы, которая способствовала бы изменению человеческих отно шений строительству социализма. Рабочий класс в irpa®e сказать: «Мы кормим писа телей, они едят наш хлеб, они должны петь наши песни, помогать нам в нашей строй ке, иначе грош им цена, it никто их знать не будет». ( Рубинчик). Прения заканчиваются. Свое обширное заключительное слово (надо сказать, гораздо более содержа тельное, чем доклад) т. Курс начал с доказательств, что «Настоящее» не является фи лиалом ЛЕФ’а. За недостатком места и материалов (документы, которые зачитывал ора тор, не стенографированы) мы даем ниже только выжимки из наиболее значительных и относящихся к теме моментов заключительного слова. — Прежде, чем перейти к оппонентам, я должен коснуться двух предметов, коснуться с отвращением и гадливостью,— это Алова и Абабкова... Эти беллетристы имеют смелость называть себя пролетарскими, но мы стоять с ними на одной доске не можем. Они выступали здесь с правильными марксистскими цитатами, но мы судим лю ди! не но их словам, а по их делам. А дела писателя Анова таковы, что он в своих произ ведениях исходит шоем против советской власти. Что же касается Абабкова, то этот человек; который не может разобраться ни в каких вопросах, и вообще Абабков -это грязное место, которое нужно не только обойти, но и вычистить, выскоблить. (? !). Меня здесь упрекнули в том, что я не заметил достижений художественной лите ратуры. Я отнюдь не читал лекций о положительных и отрицательных явлениях в лите ратуре. Я говорил о направлении, по которому движется литература, а когда говорят о направлении, то берут преобладающее в настоящий момент. Преобладающим же являет ся то, что на наш художественный рынок идет волна литературы, которая чужда нашей действительности. В «Сибирских Огнях», за самым маленьким исключением, печатается литература, чуждая задачам рабочего класса. Разговоры о том, что платформа и работы группы «Настоящее» противоречат ре золюции ЦК— явная чепуха. В резолюции ЦК сказано, что партия еще не может ука зать, какие в настоящий момент должны быть формы и стили. Отсюда надо сделать вы вод, что обязанность каждого, работающего в области искусства,— искать эти формы. Я не утверждаю, что эти формы мы сейчас найдем. Но когда т. Козлов считает, что во обще, кто говорит против художественной литературы, тот способствует идеологическо му разложению, это не верно. Я говорю против Пильняка, Федина и других, кто действи тельно ведет линию разложения. Кто же из нас разлагает? Тот ли, кто очищает литера туру от всего наносного или тот, кто расчищает дорогу враждебным нам писателям?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2