Сибирские огни, 1929, № 1
«Художественная литература нашего времени может быть основана только на ли тературе факта, работающей исключительно методом точного наблюдения»,— заканчи вает свой доклад А. Курс. Оппонент Курса, тов. Круссер, свой доклад начал с напоминания, что в первый год революция в рижских газетах появилось «сенсационное» заявление о том, что «боль шевики упразднили Толстого, Горького, Гончарова, Тургенева» и т. д. Это была обычная газетная утка. Но вот, через 11 лет, эта тощая газетная утка— уже на советской плат форме— пытается превратиться в идеологическую утку, предлагающую себя, как дежур ное блюдо на стол пролетариата, претендующую та большую идейную питательность. Именно так нужно истолковать фельетон Курса- «Кирпячем по скворечне», где автор воскличает: «чорт возьми, куда идет литература? Литература, извините, идет, как выражаются англичане, ко всем собакам»... В программе журнала «Настоящее» мы читаем: «Что вы требуете от литературы? .Отдыха, развлечения, щекотания нервов, сильных ощущений, описания любовной страсти, ковыряния в «душе»? Какие книги вы потребляете? Литературно-водочные изделия американского мещанина Кервуда, сивуху Есенина, обывательскую патоку «революционного» поэта Уткина, черемуховую любов ную настойку Пантелеймона Романова, семенные вытяжки производства Пильняка, Вс. Иванова, Калинникова и др. торговцев возбуждающими литературными средствами»... Что это такое? Раягильдяйство слова и разгильдяйство мысли. Если это мысли са мого Курса, то это— четверть беды. Если мысли всего журнала «Настоящее»— это уже полбеды. Если это мысли редакции «Советской Сибири» (которая печатает и фельетон и программу без всяких оговорок), то это уже целая беда, с которой надо бороться орга низованным путем. Что должна взять литература из того процесса культурной революции, который мы переживаем? Самое интересное здесь, как эта идея культурной революции, идея ком мунизма, преломляется в психике нашего советского коллектива, как она входит в его сознание? Весь коллектив, как известно, состоит из живых конкретных личностей, из кото рых каждый по-своему воспринимает и проводит идею нового быта, новой идеологии. Отображение идеи еще не дает нрава быть уверенным, что она преломится пра вильно в психике того иди иного человека. Отсюда задача литературы изображать жи вого человека со всеми его оригинальными особенностями, показать, как в этом живом человеке происходит сращение новой идеи с его психологией. Такой показ живого чело века будет иметь несомненное политическое, воспитывающее значение в условиях со циалистического строительства. Изображение живого человека,— со всеми его настоящи ми, прошлыми и будущими чертами,— важно для нас еще и потому, что это поможет нам правильно организовать те социальные эмоции, которые, конечно, существуют, требуют того или иного выхода и оформления. Вот почему, когда мы говорим о художественной литературе, надо сказать твердо, что мало иметь одни голые факты, надо еще иметь психологию человека, который изо бражается,— его думы и е-го страсти. «Психология действующих лиц потому и приобретает в наших глазах огромную важность, что она есть психология целых общественных классов или, по крайней мере, слоев, и что, следовательно, и процессы, происходящие в душе отдельных лиц, являют ся отражением исторического движения»— так об этом говорит классик марксизма— Плеханов. Искусство нового класса, стоящего у власти,— пролетариата,— является и реали стическим и романтическим одновременно. Это об’ясняется тем, что рабочий класс, взявшей власть в свои руки, переживает еще целыйряд трудностей, он еще далеко не до стиг всего того, что он ставит своей целью. Эти трудности будут существовать еще де сятки лет,— вот почему неизбежны частички идеализма в искусстве пролетариата, ча стички романтики, предвидения, ибо рабочий класс живет не только настоящим, но и бу—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2