Сибирские огни, 1929, № 1
жена в виде косной, непреодолимой силы, перед которой человек—ничто. И это печа тается в то время, когда Сибирь таежная превращается в страну индустрии». «Такое расхождение литературы с действительностью наблюдается не только у писателей явно враждебных, но, к сожалению, и у писателей, как-будто стоящих близко к нам: в рассказе «Лицо денег» Чертовой («Сиб. Огни») фигурирует извечная тема,— г»то тема о том, что счастье к человеку приходит поздно, старая чеховская тема о лиш них людях. Лишнийчеловек, кассир,-описан с сочувствием и нежной лирикой». «О лишнем человеке толкует и Анучина в своем рассказе «Бунт» («Сиб. Огни»), где ею изображен репортер, не могущий соприкоснуться с жизнью». «В нашу литературу проникают настроения прошлых столетий. Это происходит потому, что литература сейчас переживает болезнь: любовь к классикам, любовь к мерт вецам. Излишнее преклонение перед классиками и точное- подражание им приводит мо лодых писателей к тому положению, что они начинают смотреть на жизнь не своими глазами и не глазами рабочего класса— хозяина страны,— а глазами Чехова, Толстого, кого угодно, вплоть до Державина». «К классикам нужно относиться, как ко всякому историческому явлению, нужно уметь понимать их, в связи с теми условиями, в которых они писали». «Дала ли нам литература «живого», «гармонического» человека, которого непре менно нужно «создать» (таков лозунг современной литературы)». «Старая литература, начиная с 40-х годов, была учительской литературой. Она показывала современные типы, учила, заменяя собой политическую литературу, она тол кала вперед. Современная литература не создала ничего подобного, не поставила ни од ной серьезной проблемы». «Чем это об'ясияется? Дело в том, что теперешняя жизнь—не прежняя жизнь. Были 60, 70, 80 годы. Писатель создавал обобществленный тип, который не мог иссяк нуть десятки лет. Теперь жизнь течет неизмеримо быстрее: от пленума к пленуму, от «’езда к с’езду, каждый год меняются общественные соотношения, люди, типы. Литерату ра запаздывает. Она ищет «героев» своего времени и не находит. Литература все хочет обобщать, она механически применяет старые методы художественного творчества, взя тые напрокат у классиков». «Между тем формы и приемы старой художественной литературы определялись классовым характером той эпохи и тех писателей, которые литературу создавали. Писа тель буржуазный не может описывать жизнь иначе, как созерцательно, ибо не в его ин тересах эту жизнь перестраивать». «Человек нашего времени— это человек воли, создающий и переделывающий жизнь». «Нам нужна художественная литература такая, которая вырабатывала бы формы и приемы, соответствующие данной эпохе и классу, определяющему жизнь данной эпо хи,— это литература факта». «Литература факта отказывается от выдумки, потому что эпоха строительства богата такими фактами, котрые никакой поэт не способен выдумать. Она не создает не существующего мира поэзии, ибо пролетариат вдохновляется не выдумкой и фантазией, а постройкой Тельбеса. Литература факта не создает типов путем таинственных обобще ний,— литература факта берет своих «героев» прямо из жизни, вместе с их именами, фамилией, адресом и местом службы. Литература факта смотрит на жизнь не глазами сладострастников, смакующих женские груди, но глазами организатора-производствен- ника, воловика, строителя. Мы познаем жизнь не посредством выдумки и высасывания из пальца, а методами точного наблюдения». «Классики работали также на фактическом материале, они воспитывали. Они «сочиняли» только отношения между людьми, а не самих людей. А наши писатели вы думывают не только отношения, но и людей,— они обкрадывают классиков» . 13 л. «Сибирские огни*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2