Сибирские огни, 1929, № 1
— Послушай?!—окликнул он ее чуть погодя.—Мне будет очень тяжело без тебя... и ребенка! Моя личная жизнь не богата... Ты слышишь? — Слышу, Михаил. Но я не могу иначе.;. Мне невыносимо без настоящей работы... Слезы смочили ее щеку...». Таково— в кратких чертах— содержание трех томов сочинений Вл. Бахметьева. Как видит читатель, все они тематически связаны и едины. Ни одной темы, кото рая была бы чужда революции, автор не .касается. Налицо и единство настроения. Какая- то хорошая, здоровая тревога разлита по этим книгам: тревога победителя, которой еще не гарантирован от удара из-за угла, ]>евнищал тревога о революции, еще не свободной от вражеского окружения. Разве мещанство и обывательская косность не врага револю ции? Откроем еще раз «Преступление Мартына», «а странице 229-й: «Полрежнему светятся в мглистых туманах огромные окна исполкома; попрежнему гудит там и сям, вспугивая мокрую немоту улиц, серый автомобиль, и несменно, как вестовые костры среди ночи, пылают на зорях заводские голоса: неугасима, неугасима, неугасима тоска их но веснам, но солнцу, то иной, небывалой, 1 греображенной земле». Но, веДь, тут же рядом: «Из (калиток, крылечек, окон просунулось обомшелое обли чье с рысьими глазками. И потекли со двора, во двор от ларька к ларьку, вдоль пустын ных заборов шорохи, шопоты, причитанья». Бахметьев хорошо знает это лицо с рысьими глазками, шорохи, шопоты и причитанья этих мещанских улиц и проточных переулков, из которых на улицу Революции просачивается всякая нечисть. Понятна поэтому и на стороженность писателя, его вдумчивый, пристальный и напряженный взгляд. Есть нечто знаменательное и в том, что Бахма/гьев пишет только о революция и пишет очень скупо. Три тома, в общей 'сложности около 50 печатных листов за 15 лет литературной деятельности— это мало, но в этом есть большая положительная сторона. Автор не жертвует качеством за счет количества, не. торопится с обобщениями и выво дами, а оперирует с материалом осторожно и тонко, как хороший естествоиспытатель в лаборатории, чуждающийся скороспелой сенсации и предпочитающий ей медленное, но неустанное искание истины. Полвека тому назад Эмиль Золя декларировал свою известную теорию эксперимен тального романа. Теория эта, как известно, сводилась к тому, что писатель должен ис ходить в своем творчестве исключительно из наблюдения и опыта, из жизненных экспе риментов. 0 себе и своих латературных единомышленниках Золя говорил: «Мы создаем практическую социологию и помогаем своей работой политических и экономическим наукам». Художественный реализм, одержавший в средине прошлого века победу над романтиками, стал в значительной степени «практической социологией» не у одного Золя и не только во Франции. Мы можем вспомнить характеристику Лениным Толстого, лите ратурно-социологические статьи Плеханова о Некрасове, Наумове и др. поэтах и белле тристах. Октябрьская революция нред’явила «практической социологии» сугубо-четкие и важные требования, и если они в известной степени выполнены, то большая доля этой заслуги принадлежит таким писателям, как Ба>хметьев или Ляшко, беллетристам из старых подпольщиков, на живом революционном деле, на -самих себе испытавшим победы и поражения революции, органически сросшимся с рабочей массой. Они не нуждаются в выдумке, ибо в их распоряжении слишком много фактов, не нуждаются и в формальных изысках, избегая всякой позы и предпочитая строгую художественную простоту, наибо лее понятную массовой читательской аудитории. Это не значит, конечно, что на их «па литре» нет краеок, что они только фотографируют или протоколируют. Не фотограф, не протоколист и автор «Преступления Мартына». Он может писать протокольно-точно и документально-верно, он опирается на факт, а не на фантазию, но в то же время он любит художественный синтез, лирическое отступление, красивый образ, изящный обо рот, гибкую фразу. Ему не чужда и музыкальность словесной инструментовки и сдержан ный пафос летописца, револющш. Он—один из тех мастеров, которые не просто утили
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2