Сибирские огни, 1929, № 1

прожили десять лет в революционной атмосфере и уже не представляют собой упорного, консервативного элемента». Нам необходимо в одно и то же время, когда мы воспитываем новое культурное поколение, поднимать культурный уровень и взрослого населения, которое участвовало в битвах за предпосылки культурной революции. Все это требует подготовленности преподавателей. Все это обязывает учительство лучше заниматься на фронте повыше­ ния грамотности, больше подковывать себя, учась у массы рабочего класса, кре­ стьянства. Может ли учитель в школе проводить комплексный метод преподавания, не зная общественных явлений, явлений, которые развертываются вокруг шкоды, который живет среда, из которой пришел ребенок в школу? Не может. Как может преподаватель 1 гроводить комплексный метод, который должен связываться с задачами нашего стро­ ительства, если он не знает этих задан, не понимает их, если он не знает хорошо быта п условий труда той среды, откуда пришел ребенок, если он не знает, чем живет пар­ тия? У нас уйма примеров, уйма случаев, когда педагог не знает, как следует, окружаю­ щей обстановки и хуже того— он не хочет изучить общественные явления, познако­ миться с ними, чтобы лучше наладить культурную стройку. Ни в такой мере комплекс­ ныйметод 1 гравильно применить нельзя, не повышая своей квалификации, не зная об­ щественных явлений, которые происходят вокруг школы, в быту рабочего, в сельском хозяйстве и т. д. Нельзя осуществлять величайших задач, стоящих перед нашей школой при та­ ких условиях и тем более нельзя веста работу с взрослым населением. Как можно ве­ сти работу со взрослыми, не зная той работы, тех задач, за которые они борются? А, ведь, взрослый человек борется за величайшие задачи, и он весьма подготовлен в этом деле. Надо знать эти задачи, надо знать мысли, которыми живет этот взрослый человек. Нельзя пойти, хотя бы в школу взрослых и вести там серьезную работу, если культурный работник, идущий в нее, не будет знать той обстановки и задач, которые знают эти взрослые. Чем об’яснить имеющиеся факты,—правда, незначительные, но очень показа­ тельные,— упадничества, разложения в школе? Факт первый: в одной школе обнаружен кружок (под названием «Черные крылья») с мелко-буржуазным и упадническим настроением. Этот кружок воспитывал и содержал в себе уже разложившийся элемент учащихся. Вот что пишет один из акти­ вистов этого кружка, «Ребята! Жизнь— это медленная смерть. Решил сразу умереть... Прощайте, друзья. Выпейте за меня и лихом не поминайте... Никому не передавайте из девочек, даже моего последнего привета!». А в дневнике этого покушавшегося на свою жизнь имеются такие записи: «Познакомился с Зинкой... пришел в 2 часа ночи пьяным». «Гулял с Зинкой, ударил ее по лицу». «Вылили, горланили». «Бардачили в столовой до 2-х часов ночи». Хорошее впечатление на него производили следующие книги и картины: «Три вора», «Четыре чорта», «Человек-амфибия», «Тихий дол», «Дорога к счастью», «Лучи смерти» и т. д. В стихах другого члена этого кружка— девушки— так изображаются ее на­ строения : «Эх, кабы ночь поскорей, Вечная ночь поскорей!». и дальше совсем нецензурные слова. Факт другой: в школе обнаружен кружок «Свободная любовь», в котором тоже и упаднические настроения, и разложение. И это в тот период, когда идет созидательная работа нашего строительства, когда все больше п больше разгорается культурная революция. Происходящие процессы здо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2