Сибирские огни, 1929, № 1
Надо каждому понять сущность нашей политики в вопросах культуры, вьцтжен- ными очень четко Лениным. «Нам наши противники,—говорит Ленин,—не раз говорили, что мы пред принимаем безрассудное дело насаждения социализма в недостаточно культур ной стране. Но они ошиблись в том, что мы начали не с того конца, как по лагалось по теории (всяких педантов) и, что у нас политический и социаль ный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.. Если для создания социализма требуется определенный уровень культуры (хотя ни кто не может сказать- каков этот определенный «уровень культуры»), то по чему нельзя начать сначала с завоевания революционным путем предпосылок для этого определенного уровня, а потом уже, на основе рабоче-крестьянской, власти и советского строя, двинуться догонять другие народы». Большевики и действовали таким образом. Вначале они поставили вопрос о том. чтобы совершить политический переворот в стране, а потом подойти к культурной, революции. Сначала надо было завоевать предпосылки для культурного строительства. ,а потом развертывать культурную революцию, догоняя и перегоняя другие народы. Этого с самого начала пролетарской революции интеллигенция не поняла, многие и сей час не погашают. Поэтому и проявилась пассивность или противодействие в период пролетарской Эволюции со стороны интеллигенции, поэтому и сейчас некоторые слои интеллиген ции играют пассивную роль в строительстве социализма. В период жестокой борьбы Октябрьской революции, которую вел рабочий класс за власть, за предпосылки куль турной революции— в этот период интеллигенция стояла особняком, пассивно и этим самым тормозила ход борьбы за культуру. В схватках t капитализмом, без помощи, а зачастую при саботаже и сопротивлении интеллигенции, рабочий класс выполнял за дачу завоевания предпосылок для культурного развития. В этот жесткий период борь бы рабочий класс сумел сохранить ценности, оставшиеся от буржуазного строя. Он не только сохранил эти ценности, культуру, но в период суровой борьбы создал новые ценности, иовые элементы культуры. По этому поводу известный академик Ферсман говорит: «Мы имеем в Союзе ССР 2.500 научных учреждений, 20 тысяч научных работ- киков, мы имеем такой размер научной деятельности, с которым не могут тягаться другие страны». А восстановление фабрик, заводов, постройка новых крупных заводов, шахт, же лезных дорог, электрических станций, переделка сельского хозяйства— разве все это не творческая культурная деятельность советского государства? Пролетариат в тяже лой борьбе за предпосылки культурной революции сумел сохранить ценность буржуаз ной культуры и сумел создать новые очаги, самые высокие очага науки в нашей стране. 0 чем это говорит? Это говорит о том, что пролетариат лучше, чем буржуазия, ценит и может оценить культуру. Почему' же до «их пор так остро, так энергично не ставился вопрос о культур ной революции? Почему до сих пор максимально не использовались материальные 1 >есурсы для поднятия культурных знаний? Потому, что нужно заниматься борь бой и восстановлением оставшейся от буржуазии техники и культуры. Пролетариат восстанавливал заводы, фабрики, эти рычага, воздействующие на преобразование при роды, а потом после восстановления пошел дальше, строя свою индустрию, более культурные, более сильные рычага, воздействующие на природу. Строятся новые гиганты заводы, фабрики, с которыми не могут равняться по своей технике и культуре етарые заводы, оставшиеся от капиталистического строя. Строятся гиганты электро станции, которые можно ставить на уровень крупнейших электростанций западно европейских государств. Организуются совхозы, колхозы. Переделывается по-иному сельское хозяйство, где более сложные машины заменяют примитивный способ обра ботки земли. Поистпне идет колоссальнейшая созидательная культурная работа масс.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2