Сибирские огни, 1929, № 1
Клк видно из резолюций рабочего с’езда, местная большевистская организация пред принимала в этому все возможные меры, но она сама была еще слаба для того, чтобы организационно удовлетворить все запросы масс. В силу крайнего недостатка органи заторских сил дело проведения в жизнь намеченных на с’езде решении у нас подви галось медленно. Получить необходимую помощь работниками извне нам не удалось. События революционной борьбы в декабре 1905 г. шли с такой головокру жительной быстротой, что в деле подготовки восстания огромное значение имел каждый день. Огромная царская армия, сконцентрированная на полях Манчжурии, не могла долго оставаться в том состоянии дисциплинарного полуразвала, в кото]юс ее привели октябрьские «свободы». Высшие военные власти это хорошо понимали и принимали все меры к тому, чтобы овладеть огромным организмом армии, начавшим дисципли нарно разлагаться. В декабре месяце 1905 г. вопрос но отношению к армии стоял так: или в ней возобладает революционное настроение, и она восстанет против военного начальства и всех царских властей, или военные, власти восстановят пошатнувшуюся дисциплину и задушат революционный дух в армии. С нашей стороны нужна была величайшая решительность и натиск, чтобы вырвать солдатскую массу из рук военных властей, поднял, ее на восстание и обратить ее оружие против всего самодержавного строя. В силу крайней своей организационной слабости мы упускали драгоценное время. Тем временем в центре России события складывались неблагоприятно для ре волюционного движения. В декабре месяце в Москве было подавлено вооруженное восстание московского пролетариата. Это сразу окрылило надежды царского 1 гравительства на успешность дальнейшей борьбы с революцией. На эволюционную Сибирь был брошен карательный поезд Меллер-Закомель- '■кого, главнокомандующему манчжурскими армиями ген. Линевнчу было приказано сформировать карательный поезд во главе с ген. Рененкампфом для подавления рево люционного движения на Востоке. Мы были застигнуты врасплох прибытием в Харбин с фронта карательного поезда ген. Рененкампфа. Я помню, как поздно ночью, в начале января, к нам в группу в районе жел.-дор. мастерских, где находился наш главный партийный штаб, прибыли рабочие Харбинского ж.-д. депо и сообщили, что на вокзале стоит поезд ген. Ренен- кампфа с оренбургскими казаками, предназначенный для карательной экспедиции по линии Восточно-Китайской и Забайкальской жел. дор. Мы спешно отправились на вок зал, чтобы совместно с рабочими обсудить, какие меры возможно предпринять для воспрепятствования выезду Рененкампфа. Но тут полностью выяснилась наша орга низационная слабость. Мобилизовать спешно ночью нашу вооруженную рабочую дру жину мы не могли, а поезд Рененкампфа уходил через 2-3 часа. Оставалось рассчи тывать на силы деповских рабочих. В депо работали мобилизованные рабочие, у кото рых на руках были винтовки. На экстренном ночном собрании в депо рабочие предло жили напасть врасплох на поезд и перебить всех начальствующих лиц. Но это была явно рискованная затея, успех которой могла бы обеспечить только поддержка местно го гарнизона. Оренбургцы. конечно, оказали бы сопротивление рабочим, так как ка зачий отряд поезда Рененкампфа был уколлектован самыми надежными элементами, еще совершенно нераспропагандированными. Что касается местного гарнизона, так в состав его входили также главным образом казаки, которых было расквартировано в Харбине около 30 тыс., при чем состав их постоянно менялся, и у нас не было с ними постоянной связи и налаженной пропагандистской работы. Бюро группы не решилось поэтому одобрить предложение рабочих о нападении на поезд Рененкампфа. так как это могло кончиться полным разгромом со стороны ка заков рабочих и всей нашей организации. Застигнутые врасплох, мы оказались бес- ■лльнымп воспрепятствовать выезду поезда Рененкампфа на линию ж. д. Это решил»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2