Сибирские огни, 1929, № 1

Клк видно из резолюций рабочего с’езда, местная большевистская организация пред­ принимала в этому все возможные меры, но она сама была еще слаба для того, чтобы организационно удовлетворить все запросы масс. В силу крайнего недостатка органи­ заторских сил дело проведения в жизнь намеченных на с’езде решении у нас подви­ галось медленно. Получить необходимую помощь работниками извне нам не удалось. События революционной борьбы в декабре 1905 г. шли с такой головокру­ жительной быстротой, что в деле подготовки восстания огромное значение имел каждый день. Огромная царская армия, сконцентрированная на полях Манчжурии, не могла долго оставаться в том состоянии дисциплинарного полуразвала, в кото]юс ее привели октябрьские «свободы». Высшие военные власти это хорошо понимали и принимали все меры к тому, чтобы овладеть огромным организмом армии, начавшим дисципли­ нарно разлагаться. В декабре месяце 1905 г. вопрос но отношению к армии стоял так: или в ней возобладает революционное настроение, и она восстанет против военного начальства и всех царских властей, или военные, власти восстановят пошатнувшуюся дисциплину и задушат революционный дух в армии. С нашей стороны нужна была величайшая решительность и натиск, чтобы вырвать солдатскую массу из рук военных властей, поднял, ее на восстание и обратить ее оружие против всего самодержавного строя. В силу крайней своей организационной слабости мы упускали драгоценное время. Тем временем в центре России события складывались неблагоприятно для ре­ волюционного движения. В декабре месяце в Москве было подавлено вооруженное восстание московского пролетариата. Это сразу окрылило надежды царского 1 гравительства на успешность дальнейшей борьбы с революцией. На эволюционную Сибирь был брошен карательный поезд Меллер-Закомель- '■кого, главнокомандующему манчжурскими армиями ген. Линевнчу было приказано сформировать карательный поезд во главе с ген. Рененкампфом для подавления рево­ люционного движения на Востоке. Мы были застигнуты врасплох прибытием в Харбин с фронта карательного поезда ген. Рененкампфа. Я помню, как поздно ночью, в начале января, к нам в группу в районе жел.-дор. мастерских, где находился наш главный партийный штаб, прибыли рабочие Харбинского ж.-д. депо и сообщили, что на вокзале стоит поезд ген. Ренен- кампфа с оренбургскими казаками, предназначенный для карательной экспедиции по линии Восточно-Китайской и Забайкальской жел. дор. Мы спешно отправились на вок­ зал, чтобы совместно с рабочими обсудить, какие меры возможно предпринять для воспрепятствования выезду Рененкампфа. Но тут полностью выяснилась наша орга­ низационная слабость. Мобилизовать спешно ночью нашу вооруженную рабочую дру­ жину мы не могли, а поезд Рененкампфа уходил через 2-3 часа. Оставалось рассчи­ тывать на силы деповских рабочих. В депо работали мобилизованные рабочие, у кото­ рых на руках были винтовки. На экстренном ночном собрании в депо рабочие предло­ жили напасть врасплох на поезд и перебить всех начальствующих лиц. Но это была явно рискованная затея, успех которой могла бы обеспечить только поддержка местно­ го гарнизона. Оренбургцы. конечно, оказали бы сопротивление рабочим, так как ка­ зачий отряд поезда Рененкампфа был уколлектован самыми надежными элементами, еще совершенно нераспропагандированными. Что касается местного гарнизона, так в состав его входили также главным образом казаки, которых было расквартировано в Харбине около 30 тыс., при чем состав их постоянно менялся, и у нас не было с ними постоянной связи и налаженной пропагандистской работы. Бюро группы не решилось поэтому одобрить предложение рабочих о нападении на поезд Рененкампфа. так как это могло кончиться полным разгромом со стороны ка­ заков рабочих и всей нашей организации. Застигнутые врасплох, мы оказались бес- ■лльнымп воспрепятствовать выезду поезда Рененкампфа на линию ж. д. Это решил»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2