Сибирские огни, 1929, № 1
'гий, втягиваясь в их курс, смогут сыграть, как организованная военная сила, огром ную роль в деле окончательного освобождения страны, —с’езд находит единственно благоприятным для общереволюционного дела выходом из настоящего положения на ших дорог полный революционный захват всей власти на линиях в руки стачечных революционных комитетов*). Резолюция эта была принята подавляющим большинством делегатов с’езда: 11 — за, 9— против, 3— воздержались. План нашей группы и рабочего с’езда был таков: стачечные комитеты на ли ниях жел. дорог, будучи реорганизованы, должны были стать органами власти во гла ве с Центральным стачечным комитетом рабочих в Харбине для Манчжурской жел. дороги и соответственными центральными организациями для других дорог (Забай кальской и Сибирской). Основной задачей этих органов революционной железнодорож ной власти должно было стать осуществление быстрейшей эвакуации армии вооружен ными эшелонами в помощь революционному движению в России. Были ли тогда у нас какие-нибудь основания рассчитывать на успех этого деда? Несомненно, были. Солдатская масса, измученная войной, волнуемая революционными слухами о том, что творится в России, проникнутая ненавистью к своему начальству и к царскому правительству, затеявшему несчастную войну, рвалась всеми силами домой. — Там делят землю, а нас держат здесь, в далекой Манчжурии, чтобы мы могли помочь своим отцам забран, землю— вот разговоры, которые шли повсюду среди солдат. Учитывая это настроение солдатской массы, Харбинская группа большевиков и наметила указанный план захвата власти. Вместе с тем, стоя перед фактом крайней организационной слабости на местах и отсутствия необходимых руководящих сил, учитывая грандиозность задачи и нашу неопытность в деле управления большим транспортным хозяйством, мы считали необ ходимым коллективным путем, совместно с лучшими представителями местных орга низованных рабочих, разработать организационную сторону дела. Рабочий с’езд по дробно обсудил поэтому вопрос об организации стачечных комитетов по линии, которые но нашему плану должны были стать органами власти на дорогах. С’езд принял по этому вопросу следующую резолюцию: «Принимая во внимание, что с вопросом о захвате власти тесно связан и во прос об образовании революционных работоспособных организаций, могущих успешно выполнить дело перевозки войск на родину, что от того или иного раз решения этого вопроса будет во многом зависеть и самый успех революционной борьбы,—с ’езд считает необходимым немедленно же приступить к организации стачечных комитетов. Констатируя тот факт, что большие по своему составу комитеты прошлой забастовки не только не отличались работоспособностью, но именно благодаря своей многолюдности и не были способны правильно поставить дело перевозки войск, с’езд находит, сообразуясь с условиями работы, вполне достаточным 10- 15 человек в каждом комитете по следующему приблизительному расчету: 1—представитель от телеграфа (для контроля телеграфа), 1—дежурный по депо (лицо административное или выбранное из рабочих, но неприменно хорошо знакомое с делом), 1—дежурный по станции (лицо также административное или *) «Отчет о рабочем с’езде Восточно-Китайской жел. дороги». Издание Х а р бинской группы РСДРП, 1906 г. Отчет этот был напечатан в Чите нелегальным путем в одной из местных типографий. По конспиративным соображениям, чтобы отклонить подозрение чи тинских властей от местных типографий, в предисловии к «Отчету» было поме чено: «Харбин 1906 г.». Это обстоятельство ввело в заблуждение одного из авто ров сборника Дальистпарта «1905 г. на Д. В.». Судя по дате, которая поставлена под «Отчетом», автор статьи «В полосе отчуждения» отнес рабочий с ’езд к 1906 г. На самом деле, как указано выше, с ’езд происходил в декабре 1905 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2