Сибирские огни, 1929, № 1

'гий, втягиваясь в их курс, смогут сыграть, как организованная военная сила, огром­ ную роль в деле окончательного освобождения страны, —с’езд находит единственно благоприятным для общереволюционного дела выходом из настоящего положения на­ ших дорог полный революционный захват всей власти на линиях в руки стачечных революционных комитетов*). Резолюция эта была принята подавляющим большинством делегатов с’езда: 11 — за, 9— против, 3— воздержались. План нашей группы и рабочего с’езда был таков: стачечные комитеты на ли­ ниях жел. дорог, будучи реорганизованы, должны были стать органами власти во гла­ ве с Центральным стачечным комитетом рабочих в Харбине для Манчжурской жел. дороги и соответственными центральными организациями для других дорог (Забай­ кальской и Сибирской). Основной задачей этих органов революционной железнодорож­ ной власти должно было стать осуществление быстрейшей эвакуации армии вооружен­ ными эшелонами в помощь революционному движению в России. Были ли тогда у нас какие-нибудь основания рассчитывать на успех этого деда? Несомненно, были. Солдатская масса, измученная войной, волнуемая революционными слухами о том, что творится в России, проникнутая ненавистью к своему начальству и к царскому правительству, затеявшему несчастную войну, рвалась всеми силами домой. — Там делят землю, а нас держат здесь, в далекой Манчжурии, чтобы мы могли помочь своим отцам забран, землю— вот разговоры, которые шли повсюду среди солдат. Учитывая это настроение солдатской массы, Харбинская группа большевиков и наметила указанный план захвата власти. Вместе с тем, стоя перед фактом крайней организационной слабости на местах и отсутствия необходимых руководящих сил, учитывая грандиозность задачи и нашу неопытность в деле управления большим транспортным хозяйством, мы считали необ­ ходимым коллективным путем, совместно с лучшими представителями местных орга­ низованных рабочих, разработать организационную сторону дела. Рабочий с’езд по­ дробно обсудил поэтому вопрос об организации стачечных комитетов по линии, которые но нашему плану должны были стать органами власти на дорогах. С’езд принял по этому вопросу следующую резолюцию: «Принимая во внимание, что с вопросом о захвате власти тесно связан и во­ прос об образовании революционных работоспособных организаций, могущих успешно выполнить дело перевозки войск на родину, что от того или иного раз ­ решения этого вопроса будет во многом зависеть и самый успех революционной борьбы,—с ’езд считает необходимым немедленно же приступить к организации стачечных комитетов. Констатируя тот факт, что большие по своему составу комитеты прошлой забастовки не только не отличались работоспособностью, но именно благодаря своей многолюдности и не были способны правильно поставить дело перевозки войск, с’езд находит, сообразуясь с условиями работы, вполне достаточным 10- 15 человек в каждом комитете по следующему приблизительному расчету: 1—представитель от телеграфа (для контроля телеграфа), 1—дежурный по депо (лицо административное или выбранное из рабочих, но неприменно хорошо знакомое с делом), 1—дежурный по станции (лицо также административное или *) «Отчет о рабочем с’езде Восточно-Китайской жел. дороги». Издание Х а р ­ бинской группы РСДРП, 1906 г. Отчет этот был напечатан в Чите нелегальным путем в одной из местных типографий. По конспиративным соображениям, чтобы отклонить подозрение чи­ тинских властей от местных типографий, в предисловии к «Отчету» было поме­ чено: «Харбин 1906 г.». Это обстоятельство ввело в заблуждение одного из авто­ ров сборника Дальистпарта «1905 г. на Д. В.». Судя по дате, которая поставлена под «Отчетом», автор статьи «В полосе отчуждения» отнес рабочий с ’езд к 1906 г. На самом деле, как указано выше, с ’езд происходил в декабре 1905 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2