Сибирские огни, 1929, № 1

Вопрос о захвате вла-сти и об органах, которые должны были это осуществить, был действительно нейтральным вопросом этого с’езда. Пользуясь тем, что железнодорожный телеграф находился тогда в руках Цен­ трального стачечного комитета рабочих, мы разослали по всем крупным железно­ дорожным станциям приглашение на с’сзд но телеграфу. Официально с’сзд был созван си имени Центрального стачечного комитета рабочих, фактически же инициатива и вся организация с’езда исходили от группы. На с’сзд собралось свыше 50 делегатов от 8 тысяч организованных манчжурских рабочих. Присутствовали делегаты от рабочих железнодорожных дело Восточной линии (со ст. Имяньпо, Хандаохедзы, Пограничная), Западной линии (ст. Анда, Цицпкар, Джалантунь, Буходу, Хайлар, Манчжурия), Южной линии (ст. Яомынь, Гунчшулин). От Харбина были представлены как железнодорож­ ные рабочие, так, и рабочие других местных предприятий. Кроме того, на с’езде были представлены углекопы Далай-Норских коней. Заседания с’езда происходил! полуле­ гально, в районе Харбинских железнодо]н>жных мастерских, под охраной рабочей гвар­ дии. Ни местная полиция, ни военные, власти тогда еще не смели открыто показываться в рабочий район. У харбинских русских властей было до смешного преувеличенное, представление о вооруженных силах рабочих. В тыловом штабе армии, например, были уверены, что улицы в районе жел.-дорожных мастерских рабочими минированы на случай столкновения с войсками. Но, конечно, не преувеличенными представлениями о вооруженной силе рабочих об’яснялось то обстоятельство, что военные власти не осмеливались предпринять против рабочих решительных мер. Их удерживала от этого неуверенность за армию и неопределенность положения в центре России. Русские воен­ ные власти в Харбине осмелели только после того, как получено было сообщение о подавлении Московского вооруженного восстания. Но это было несколько позже— в янва- 1 Ю 1906 г. В декабре 1905 г. паралич нерешительности еще сковывал волю тылового армейского штаба, несмотря на наличие в самом Харбине огромных воинских сил, которые могли бы быть бдошены на подавление рабочего движения. Факт тот, что нод носом у военного командования в Харбине почти открыто в декаб 1 >е заседал рабочий с’езд, обсуждавший вопрос о революционном захвате власти. По этому основному вопросу рабочим с’ездом была принята по предложению на­ шей группы следующая резолюция, которую я привожу здесь полностью: «0 революционном захвате власти на линии». «Обсудив настоящее положение дел на линии Кптайско-Восточной, Забайкаль­ ской и Сибирской жел. дорог и принимая во внимание: 1) что дорога эти должны возможно успешнее выполнить доставку сконцентрированных теперь в Манчжурии за­ пасных и действительных войск на родину; 2 ) что военные власти и власти дороги, на обязанности которых все- это лежит, не только не предпринимают никаких действи­ тельных мер, но еще всячески стараются противодействовать и даже совсем остановить 1 вижение; 3) что с этой целью военное начальство не останавливается даже перед таким возмутительным актом, как осада Красноярских мастерских, арест телеграфистов Иркутска и избиение служащих паровозных бригад на Забайкальской железной дороге; 4) что все эти и многие другае факты грубого насилия, гнусной провокации и лжи на рабочих и служащих со стороны военных властей и властей дорог водворяют обще­ ственную анархию, наводят панику на служащих, заставляя многих уезжать с дорог, лишь бы избавиться от произвола военной опричнины: принимая также, во внимание: 5) что правительственные власти заинтересованы в этой общественной анархии и кро­ вавых репрессиях для подавления революционно-освободительского движения народа; 6 ) что они заинтересованы дольше удержать здесь войска и не допустить их в 1 ’оесию на помощь избиваемым там рабочим и крестьянам; 7) что войсна эти в силь­ ной степени уже революционизированы и, перевезенные революционными эшелонами в Россию, соприкасаясь по пути с рабочими, знакомясь с ходом революционных собы-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2