Сибирские огни, 1929, № 1

и]<изнать, что их ставка на чиновников управления дороги при проведении забастовки ни к чему хорошему ни привела. Вот что писал в 1906 году один из членов Харбин­ ского комитета в меньшевистском журнале «Отклики Современности» (Л® 4, 1906 г.) о деятельности этого стачечного комитета: «Положение стало осложняться. В Далай-Норе (угольные коми в Манчжу­ рии, где работало тогда свыше 5 тыс. человек. М. В.), рабочие выступили с целым рядом требований экономического характера и угрожали в случае неисполнения этих требований затопить шахты, но комитет медлил, не решался их удовлетво­ рить. Рабочие мастерских также предъявили свои требования вплоть до введения 8-ми часового дня, но безуспешно. Дошло до того, что рабочие решили бойкоти­ ровать комитет и срывали его собрания. Отношения все более обострялись и гро­ зили полным разрывом. Требования пролетариата поднимались crescendo, коми­ тет же принимал все более буржуазную окраску, ссылаясь на свою некомпетент­ ность в разрешении экономических вопросов, но одновременно медлил и с удо­ влетворением насущных требований рабочих». Меньшевики додумались до этого задним числом. В момент же действия они все время оставались в составе этого импотентно-либерального «стачкома», при чем в со­ став его входил лидер меньшевистского комитета А. П. Козловский. Наша группа убедила рабочих в необходимости образования самостоятельного стачечного комитета рабочих. В состав нового стачечного комитета вошли представи­ тся не только от жел.-дорожных-рабочих, но и от всех городских предприятий. Новый стачечный комитет в отличие от стачечного комитета служащих (вернее, чиновников управления ж. д.) стал именоваться центральным стачечным комитетом рабочих. К это­ му комитету присоединились низшие служащие с дорога и част, телеграфистов. Вскоре к нему перешло все фактическое руководство движением но линии. По мере того, как принципиальные разногласия со стачечным комитетом служащих, заставившие харбин­ ских рабочих организовать свой стачечный комитет, становились известны но другим станциям железной дорога,— к рабочему стачечному комитету начали примыкать ра­ бочие и низшие служащие ш> всей линии. Рабочий стачечный комитет с первых же шагов своей деятельности декретировал 8 часовой рабочий день во всех предприятиях. Его популярность росла с каждым днем. К нему шли обиженные с жалобами, обращались за разными раз’яснениями, просили помощи, разрешения и т. п. Как видно по протоколам этого комитета, часть которых мне удалось сохранить и сдать в 1907 году через Цибсна Жамцарано (известный бурято-монгольский ученый) и академика Срезневского на хранение в секретный архив Академии Наук в Петербурге,— ’Комитет рабочих отдавал распоряжения но всем *епо и мастерских, выписывал материалы, отправлял их и т. д.; словом, вея наиболее тяжелая работа по приведению в порядок движения но линии для перевозки войск лежа­ ла на плечах рабочего комитета. В последнее время в состав стачечного комитета рабочих вошли представители кондукторских и паровозных бригад, что еще более усилило влипме комитета на движение по всейлинии. Через посредство этого стачечного комитета рабочих наша партийная группа установила связь с рабочими но всей линии ж. д. и со всеми рабочими г. Харбина. Это •блегчило нам в декабре 1905 г. возможность созыва широкого рабочего с’езда Во­ сточно-Китайской и Уссурийской ж. дорог совместно с рабочими гор. Харбина, через посредство которого наша группа надеялась создать сеть стачечных комитетов по ли­ ниям жел. дорог и осуществить между ними тесную связь с центральным стачечным комитетом в Харбине. Харбинский комитет, сводя все к личному влиянию, напрасно старался в своем ямские Сибирскому союзу представить дело так, что будто бы я своей пропагандой и агитацией— «вызвал разлад между рабочими и служащими... и этим чуть (!) не со­ рвал забастовку, внеся хаос и раздражение». Харбинские меньшевики усиленно стара- •ись об'яснить свое полное поражение в борьбе с нашей большевистской группой со­ ображениям персонального характера, чтобы затушевать мелко-буржуазный характер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2