Сибирские огни, 1929, № 1
и]<изнать, что их ставка на чиновников управления дороги при проведении забастовки ни к чему хорошему ни привела. Вот что писал в 1906 году один из членов Харбин ского комитета в меньшевистском журнале «Отклики Современности» (Л® 4, 1906 г.) о деятельности этого стачечного комитета: «Положение стало осложняться. В Далай-Норе (угольные коми в Манчжу рии, где работало тогда свыше 5 тыс. человек. М. В.), рабочие выступили с целым рядом требований экономического характера и угрожали в случае неисполнения этих требований затопить шахты, но комитет медлил, не решался их удовлетво рить. Рабочие мастерских также предъявили свои требования вплоть до введения 8-ми часового дня, но безуспешно. Дошло до того, что рабочие решили бойкоти ровать комитет и срывали его собрания. Отношения все более обострялись и гро зили полным разрывом. Требования пролетариата поднимались crescendo, коми тет же принимал все более буржуазную окраску, ссылаясь на свою некомпетент ность в разрешении экономических вопросов, но одновременно медлил и с удо влетворением насущных требований рабочих». Меньшевики додумались до этого задним числом. В момент же действия они все время оставались в составе этого импотентно-либерального «стачкома», при чем в со став его входил лидер меньшевистского комитета А. П. Козловский. Наша группа убедила рабочих в необходимости образования самостоятельного стачечного комитета рабочих. В состав нового стачечного комитета вошли представи тся не только от жел.-дорожных-рабочих, но и от всех городских предприятий. Новый стачечный комитет в отличие от стачечного комитета служащих (вернее, чиновников управления ж. д.) стал именоваться центральным стачечным комитетом рабочих. К это му комитету присоединились низшие служащие с дорога и част, телеграфистов. Вскоре к нему перешло все фактическое руководство движением но линии. По мере того, как принципиальные разногласия со стачечным комитетом служащих, заставившие харбин ских рабочих организовать свой стачечный комитет, становились известны но другим станциям железной дорога,— к рабочему стачечному комитету начали примыкать ра бочие и низшие служащие ш> всей линии. Рабочий стачечный комитет с первых же шагов своей деятельности декретировал 8 часовой рабочий день во всех предприятиях. Его популярность росла с каждым днем. К нему шли обиженные с жалобами, обращались за разными раз’яснениями, просили помощи, разрешения и т. п. Как видно по протоколам этого комитета, часть которых мне удалось сохранить и сдать в 1907 году через Цибсна Жамцарано (известный бурято-монгольский ученый) и академика Срезневского на хранение в секретный архив Академии Наук в Петербурге,— ’Комитет рабочих отдавал распоряжения но всем *епо и мастерских, выписывал материалы, отправлял их и т. д.; словом, вея наиболее тяжелая работа по приведению в порядок движения но линии для перевозки войск лежа ла на плечах рабочего комитета. В последнее время в состав стачечного комитета рабочих вошли представители кондукторских и паровозных бригад, что еще более усилило влипме комитета на движение по всейлинии. Через посредство этого стачечного комитета рабочих наша партийная группа установила связь с рабочими но всей линии ж. д. и со всеми рабочими г. Харбина. Это •блегчило нам в декабре 1905 г. возможность созыва широкого рабочего с’езда Во сточно-Китайской и Уссурийской ж. дорог совместно с рабочими гор. Харбина, через посредство которого наша группа надеялась создать сеть стачечных комитетов по ли ниям жел. дорог и осуществить между ними тесную связь с центральным стачечным комитетом в Харбине. Харбинский комитет, сводя все к личному влиянию, напрасно старался в своем ямские Сибирскому союзу представить дело так, что будто бы я своей пропагандой и агитацией— «вызвал разлад между рабочими и служащими... и этим чуть (!) не со рвал забастовку, внеся хаос и раздражение». Харбинские меньшевики усиленно стара- •ись об'яснить свое полное поражение в борьбе с нашей большевистской группой со ображениям персонального характера, чтобы затушевать мелко-буржуазный характер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2