Сибирские огни, 1929, № 1
ских состоявших членами комитета, после организации грушгы порвали с комитетом и перешли в нашу группу*). Никакого раскола появление большевистской группы среди партийных рабочих не вызвало. Совершенно не верно упоминание в письме Хар бинского комитета о «разладе» в мастерских и депо среди рабочих, который будто бы был вызвал моей деятельностью и организацией большевистской группы. Рабочие-пар тийцы мастерских и депо целиком пошли за группой, я уже в декабре 1905 г. Харбин ский комитет был совершенно изолирован. Политическая изоляция комитета от рабочих была настолько велика, что члены комитета не считали возможным появляться на на ших рабочих собраниях. Прекрасным документальным подтверждением того, что Хар бинский комитет не пользовался никаким влиянием у рабочих, являются также реше ния Харбинского рабочего с’езда в декабре 1905 года, на котором присутствовали представители от рабочих всей Манчжурской и Уссурийской железных дорог, а также от всех предприятий города Харбина, В числе делегатов с’езда не оказалось ни одного меньшевика, Представитель Харбинского комитета присутствовал на нервом заседании с’езда в качестве гостя, а под конец и совсем перестал бывать на заседаниях. В бюро Харбинсжой группы большевиков, кроме меня, как представителя Си бирского союза, входили следующие рабочие местных ж.-д. мастерских: т. А. А. Куз нецов, Оборин и Шабашвв. Фамилии остальных членов бюро я в настоящее время уже не припомню. Из местных социал-демократов интеллигентов близко к нашей группе стоя ли доктор Чакки, заведывавший железнодорожной больницей, фельдшерица этой больни цы, фамилию которой позабыл, и упомянутая мною выше т. Роня Риф. Вся же социал-де- мократаческая интеллигенция группировалась вокруг меныневистекого комитета. Это бы ли, главным образом, военные врачи, попавшие в Харбин в порядке мобилизации. Из местных интеллигентов 'во главе меньшевистского комитета стоял А. П. Козловский (ныне покойный), служивший юрисконсультом управления Китайско-Восточной жел дороги. Через т. Кузнецова, входившего до моего приезда в Харбин в состав местного с.-д. комитета, я связался с А. II. Козловским и местным комитетом. На первом же за седании комитета, для меня выяснилось, что комитет этот носит ультраменыпевистский характер и никакая совместная ]>абота. с ним не возможна. Я предложил тогда т. Кузне цову познакомить меня ближе с партийными рабочими из мастерских и повел аги тацию среди них против меньшевистского комитета и за образование самостоятельной большевистской группы. Нам быстро удалось отколоть от меньшевиков всю партийную рабочую массу, которая целиком перешла в нашу группу. То, что осталось в органи зации меньшевиков после раскола, никакой цены не представляло. Это был полуобы- вательский, либерально настроенный элемент, не способный ни на какие революцион ные действия я как огня боявшийся призыва к вооруженному восстанию и всякому упоминанию о социальной революции. Даже головка меньшевиков, хорошо разбирав шихся в официальной партийной программе РСДРП, в ужасе шарахалась от той про паганды и агитации, которую энергично развернула большевистская группа в противо положность бездеятельному меньшевистскому комитету. Один из членов Харбинском меньшевистского комитета РСДРП в следующих словах описывал в 1906 г. мои вы ступления на рабочих собраниях: «Выставляя диктатуру пролетариата и ближайшее торжество социализма, доказывая, что к этому сводится в настоящее время все революционное движение в России, он (Иванов.—М. В.) упрощал свою задачу до необыкновенной нагляд ности и ясности. Малосознательную массу легко было двигать простыми поло жениями, упрощенными агитационными призывами. Неизбежным следствием подоб ной тактики было то, что решено было всеми путями и средствами поднять армию и двинуться в Россию на завоевание свободы («Отклики Современности», Петер бург, 1906, № 4, стр. 56). *) Это были—слесарь Алексей Александрович Кузнецов, ныне проживающий в В.-Удинске, член ВКП(б), и местной Контр. Комиссии и, кажется т. Шабашев, о судьбе которого я ничего не знаю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2