Сибирские огни, 1928, № 6
линском», «Источники повести «Аммалат- Бек» и «Марлинский на сцене». Первый этюд касается «литературной репутации» Бестужева-Марлинского, вынужденного после осуждения по делу 14 декабря пе ременить свое литературное имя. Траги ческая судьба этого писателя без имени и имени без человека (ибо лишь немно гие в то время знали, кто скрывается под псевдонимом «Марлинский») чрезвычай но характерна для эпохи, и работа М. П. Алексеева над выяснением характера «второй славы» Бестужева очень ценна, особенно в момент, когда традиционные суждения о старых писателях начинают подвергаться коренному пересмотру (так, в наше время реабилитирован замечатель ный фельетонист и популярнейший писа тель своей эпохи—Сенковский, совер шенно незаслуженно зачисленный позд нейшими исследователями в компанию Булгарина и Греча). Но вряд ли можно согласиться полностью с утверждением М. П. Алексеева, что Марлинский, при помощи биографических намеков, рассыпанных в его произведениях 30-х годов, усиленно старался дать понять чи тателю, что под псевдонимом «Марлин ский» скрывается ссыльный декабрист Бестужев, известный критик 20-х годов. Эти «биографические реминисценции» (термин В. М. Жирмунского) можно счи тать в значительной мере обусловленны ми общей литературной традицией эпо хи. Романтическая проза 30-х годов уна следовала от «лирической» поэмы прием введения в сюжет биографических-наме ков, личных излияний самого автора, и эта традиция не могла не влиять на Мар- линского. Во всяком случае, оценка Мар- линского вне связи с общей «литератур ной традицией представляется нам мето дологически необоснованной. Это пони жает убедительность доказательств М. П. Алексеева. Глава «Источники повести «Аммалат- Бек» ценна тем, что содержит очень мно го материала для характеристики «лите ратурного провинциализма 30-х годов»— проблемы, которая в современной науке о литературе поставлена уже с доста точной четкостью (см. книгу Н. К. Пик- санова «Областные культурные гнезда»). Кроме того, она прекрасно характери зует самого Марлинского, как серьезно го и глубокого писателя-«этнографа», который ввел в русскую литературу це лый ряд новых «этнографических» тем (в том числе и «сибирскую» бытовую те му) и сыграл бол! шую роль в деле по пуляризации среди современных читате лей исторических и этнографических све дений о Кавказе, слишком часто пред ставлявшемся в условно-романтическом, неверном освещении. Статья «Марлинский на сцене» вносит несколько новых штрихов в историю ли тературной популярности Марлинского. В целом «Этюды» М. П. Алексеева по ка нужно рассматривать именно как этю ды, подготовку к большой картине, ко торая во весь рост обрисует крупного писателя, почти забытого современным читателем. Б. Жеребцов. Писатели современной эпохи.—Био-би- блиографический словарь русских писа телей XX в. Под ред. Б. П. Кузьмина. 1. Гоеуд. Академия Худож. Наук. М. 1928 г. В 1925 г. Госуд. Академией Худож. Н аук была устроена выставка революци онной литературы. Выставка и созданный после нее постоянный кабинет револю ционной литературы, об’единив литера турно-художественные ценности, создан ные за эпоху революции, естественно, поставили вопрос о создателях эпохи этих ценностей—о писателях эпохи револю ции. Много ли их? Кто они? Из какого класса они пришли? Под каким культур ным воздействием воспитались? Что при несено ими в литературу? Что сказано о них критиками и литературоведами? Эти вопросы привели к созданию словаря русских писателей современной эпохи. Первый том его перед нами. В основу словаря положен материал редкой цен ности и достоверности—собрание анкет и автобиографий современных писателей, принадлежащее Академии. Благодаря та кой основе, словарь невсегда сохранит значение первоисточника сведений о пи сателях эпохи революции. Словарь дает сведения не только о писателях, живших и творивших «в октябрьскую эпоху, но и 0 всех русских писателях XX в.»: нев’оз- можно «изучать революционную эпоху вне сьязи ее с ближайшим прошлым: эпо хой революции 1905 г. и ее подготовки». Кроме художников слова, в словарь вхо дят критики, литературоведы и публици сты, разрабатывавшие вопросы худож е ственной литературы. Составители слова ря отказались от стремления строго вы держать алфавитный порядок, посвящая первые выпуски писателям, чьи фамилии начинаются с первых букв алфавита: для ускорения выпуска томов наличный ма териал издается в виде томов, выдержан ных каждый в пределе всего алфавита; всякий следующий том снабжается ука зателем ко всем предшествовавшим. В 1 томе помещены биографии (с библио графией) 311 писателей с фамилиями от А до Я. Интересные выводы напрашиваются даже при беглом чтении словаря. Из этих 311 писателей 35 проц. начали писать до революции 1905 г. (старейшей из них ока залась беллетристка А. А. Кирпищико-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2