Сибирские огни, 1928, № 6

линском», «Источники повести «Аммалат- Бек» и «Марлинский на сцене». Первый этюд касается «литературной репутации» Бестужева-Марлинского, вынужденного после осуждения по делу 14 декабря пе­ ременить свое литературное имя. Траги ­ ческая судьба этого писателя без имени и имени без человека (ибо лишь немно­ гие в то время знали, кто скрывается под псевдонимом «Марлинский») чрезвычай­ но характерна для эпохи, и работа М. П. Алексеева над выяснением характера «второй славы» Бестужева очень ценна, особенно в момент, когда традиционные суждения о старых писателях начинают подвергаться коренному пересмотру (так, в наше время реабилитирован замечатель­ ный фельетонист и популярнейший писа­ тель своей эпохи—Сенковский, совер­ шенно незаслуженно зачисленный позд­ нейшими исследователями в компанию Булгарина и Греча). Но вряд ли можно согласиться полностью с утверждением М. П. Алексеева, что Марлинский, при помощи биографических намеков, рассыпанных в его произведениях 30-х годов, усиленно старался дать понять чи­ тателю, что под псевдонимом «Марлин­ ский» скрывается ссыльный декабрист Бестужев, известный критик 20-х годов. Эти «биографические реминисценции» (термин В. М. Жирмунского) можно счи­ тать в значительной мере обусловленны­ ми общей литературной традицией эпо­ хи. Романтическая проза 30-х годов уна­ следовала от «лирической» поэмы прием введения в сюжет биографических-наме­ ков, личных излияний самого автора, и эта традиция не могла не влиять на Мар- линского. Во всяком случае, оценка Мар- линского вне связи с общей «литератур­ ной традицией представляется нам мето­ дологически необоснованной. Это пони­ жает убедительность доказательств М. П. Алексеева. Глава «Источники повести «Аммалат- Бек» ценна тем, что содержит очень мно­ го материала для характеристики «лите­ ратурного провинциализма 30-х годов»— проблемы, которая в современной науке о литературе поставлена уже с доста­ точной четкостью (см. книгу Н. К. Пик- санова «Областные культурные гнезда»). Кроме того, она прекрасно характери ­ зует самого Марлинского, как серьезно­ го и глубокого писателя-«этнографа», который ввел в русскую литературу це­ лый ряд новых «этнографических» тем (в том числе и «сибирскую» бытовую те ­ му) и сыграл бол! шую роль в деле по­ пуляризации среди современных читате­ лей исторических и этнографических све­ дений о Кавказе, слишком часто пред­ ставлявшемся в условно-романтическом, неверном освещении. Статья «Марлинский на сцене» вносит несколько новых штрихов в историю ли­ тературной популярности Марлинского. В целом «Этюды» М. П. Алексеева по­ ка нужно рассматривать именно как этю ­ ды, подготовку к большой картине, ко ­ торая во весь рост обрисует крупного писателя, почти забытого современным читателем. Б. Жеребцов. Писатели современной эпохи.—Био-би- блиографический словарь русских писа­ телей XX в. Под ред. Б. П. Кузьмина. 1. Гоеуд. Академия Худож. Наук. М. 1928 г. В 1925 г. Госуд. Академией Худож. Н аук была устроена выставка революци­ онной литературы. Выставка и созданный после нее постоянный кабинет револю­ ционной литературы, об’единив литера­ турно-художественные ценности, создан­ ные за эпоху революции, естественно, поставили вопрос о создателях эпохи этих ценностей—о писателях эпохи револю ­ ции. Много ли их? Кто они? Из какого класса они пришли? Под каким культур­ ным воздействием воспитались? Что при­ несено ими в литературу? Что сказано о них критиками и литературоведами? Эти вопросы привели к созданию словаря русских писателей современной эпохи. Первый том его перед нами. В основу словаря положен материал редкой цен­ ности и достоверности—собрание анкет и автобиографий современных писателей, принадлежащее Академии. Благодаря та­ кой основе, словарь невсегда сохранит значение первоисточника сведений о пи­ сателях эпохи революции. Словарь дает сведения не только о писателях, живших и творивших «в октябрьскую эпоху, но и 0 всех русских писателях XX в.»: нев’оз- можно «изучать революционную эпоху вне сьязи ее с ближайшим прошлым: эпо­ хой революции 1905 г. и ее подготовки». Кроме художников слова, в словарь вхо­ дят критики, литературоведы и публици­ сты, разрабатывавшие вопросы худож е ­ ственной литературы. Составители слова­ ря отказались от стремления строго вы­ держать алфавитный порядок, посвящая первые выпуски писателям, чьи фамилии начинаются с первых букв алфавита: для ускорения выпуска томов наличный ма­ териал издается в виде томов, выдержан­ ных каждый в пределе всего алфавита; всякий следующий том снабжается ука­ зателем ко всем предшествовавшим. В 1 томе помещены биографии (с библио­ графией) 311 писателей с фамилиями от А до Я. Интересные выводы напрашиваются даже при беглом чтении словаря. Из этих 311 писателей 35 проц. начали писать до революции 1905 г. (старейшей из них ока ­ залась беллетристка А. А. Кирпищико-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2