Сибирские огни, 1928, № 6

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Борис Губер.—Простая причина. Рас­ сказы. Издательство «Федерация». Мо­ сква. 1928., тираж 5.000 экз., стр. 165, цена 1 р. 35 коп. И здательство «Федерация»—новое, мо­ лодое издательство и, как всякое изда­ тельство, в начале работы оно поставило себе ряд задач. Одной из таких задач является помощь молодому писателю на­ ходить своего читателя. За короткий промежуток времени оно выпустило из­ рядное количество книг не только моло­ дых писателей, но и «стариков», зав о е ­ вавших уже давно известность. На молодых писателях наши издатель­ ства часто несут «голимые» убытки. И з ­ дательства, понесшие убытки на одном- другом молодом писателе, отворачивают­ ся от них. От этого трудно нашему мо­ лодняку выходить в люди, трудно полу­ чить себе писательский паспорт. Мы считаем, что книга «Простая при­ чина» является паспортом Борису Губе­ ру и паспортом достойным, дающим пр а ­ во входа в семью писателей и обязываю ­ щим серьезно относиться к создаваемым вещам. Писатель, написавший книгу в 165 сгр., обязан сказать в ней кое-что свое, обязан показать нам свое лицо, умение брать факты, отыскивать персонажей своих произведений и олицетворять их. У Б. Губера эти данные налицо. П ре­ красный и часто образный язык оформ ­ ляет героев, действия, место, а в целом— весь рассказ. Губер умеет строить фразу, дать тому или иному явлению свой образ, интересно развернуть фабулу, занять чи­ тателя. Главное же у Губера—знание жизни, чего у наших молодых писателей часто Нехватает. В рецензируемой книге всего восемь рассказов. Все они показывают нам жизнь недавнего прошлого: эпизоды войны, борьбу с разрухой, город, новую деревню, совхоз и проч. Каждый рассказ в отдельности—закон ­ чен, правда, иногда автор торопливо ста ­ вит точку, побуждая читателя самого най­ ти завершение. Такой конец в рассказе «Известная Шурка Шайкина» (между прочим, автор так и не дал понять чита­ телю—почему «известная»?). Нам не хочется заниматься разбором всех рассказов, обратим только внима­ ние читателей на странное явление—ав ­ тор не умеет давать заглавия своим рас­ сказам. За немногим исключением, у рассказов несоответствующие заголовки. Возьмем рассказ «Управдел». Начиная читать рассказ, вы догадываетесь, что автор, подсмотревший ряд особенных на­ клонностей и привычек наших управде­ лов, хочет дать завершонный образ со­ ветского чиновника. Вам невольно припо­ минается шмелевский «Человек из ресто­ рана» и др. Но на самом деле ничего по­ добного. Вы читаете довольно большой интересный рассказ о человеке, покинув­ шем деревню, видевшем ее в прошлом и по этому прошлому представляющем ее себе сегодня. Приехав в деревню к брату (агроно­ му), Ярцев (герой рассказа) увидел де­ ревню новой, не похожей на ту, в кото­ рой был несколько лет тому назад. Ему чужды деревенские споры, события, он не находит себе покоя, не может войти в колею деревенской жизни, ему все здесь чужое, тогда как брат его живет одними мыслями с крестьянской массой, болеет их неудачами, радуется их кратко­ временными радостями. Прожив два-три дня в деревне, Ярцев томится. Это не отдых, а мука .' Он едет обратно в город. Управдел нам не показан ни в какой степени. Интересная тема, прекрасно сделанный рассказ, остался, таким образом, без го ­ ловы. Точно так же с чужими головами пу­ щены в свет рассказы: «Пассажир», «Са­ поги» и «Память». Вот единственный недостаток автора— недостаток, который должен побудить Губера серьезнее относиться к заголов­ кам.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2