Сибирские огни, 1928, № 6
сказе выведена деревенская баба Па- рунька, участница партизанского движе ния, принесшая в жертву ради револю ции свою «женскую честь». В 1925 г. рас сказ вышел в Иркутске отдельным и зда нием, с предисловием М. К. Азадовского, в 1927 году его выпустил отдельной книж кой «Гудок». В 1924-26 г. г. в центральных ж урна лах («Звезда», «Прожектор», «Красней журнал для всех») и «Сиб. Огнях» был напечатан ряд рассказов Гольдберга, ко торые составили третью книгу его про изведений,—«Путь, не отмеченный на карте», изданную Госиздатом в 1926 г. Часть этих рассказов («Путь, не отме ченный на карте». «Гроб подполковника Недочетова», «Болезнь» и др.) изобра жают разложение и гибель колчаковской армии, другая часть («Круг», «Пятый чет верг» и др.)—подпольную борьбу рево- люционеров-коммунистов с колчаковщи ной и колчаковскую тюрьму. В 1927 г. в «Сибирских Огнях» (кн. 3-4) появилась новая большая повесть Гольд берга—«Сладкая полынь». В ней Гольд берг возвратился к деревенской теме, но взял деревню новую, советскую. В цен тре повести стоит бывшая партизанка Ксения, которой трудно приспособиться к ставшим непривычными условиям мир ного хозяйственного труда. Мужики о т носятся враждебно к ней, как к «отор вавшейся» от мелко-собс гвеннической му жицкой психологии, и «баба» без «хо зяина» бьется, как рыба об лед, не на ходя нигде поддержки. Можно спорить, правильно ли описал писатель советскую деревню, но згой вещи нельзя отказать в общественной значительности, гак как она затрагивает острую проблему совре менной деревенской жизни. В 1928 году «Сладкая полынь» вышла отдельным из данием (ГИЗ). Таков, вкратце, путь Гольдберга, как человека и писателя. Печатаемой в этой книжке «Сиб. Огней» вещью он откры вает новую страницу в развитии своего творчества. К н и г и И с. Г о л ь д б е р г а : 1. «Тунгусские рассказы». Москва, 1914 г. 2. «Закон тайги». Иркутск. 1923 г. 3. «Бабья печаль». Иркутск. 1925 г. И з дание ВСОРГО. 4. «Путь, не отмеченный на карте». ГИЗ, Ленингр. 1926 г. 5. «Человек с ружьем» Москва. 1926 г. Изд. «Огонек». 6. «Бабья печаль». Москва, 1927 г. И з дание «Гудок». 7. «Сладкая полынь». М. 1928 г. ГИЗ. ПАМЯТИ А. Е. НОВОСЕЛОВА. Исполнилось десять лет со дня смерти талантливого сибирского писателя Алек сандра Ефремовича Новоселова. Сибиряк по рождению, из небогатой казачьей семьи, Новоселов рос и учился в Омске. Окончив учительскую семина рию, он много лет служил воспитателем в кадетском корпусе. Органически чуж дый военной среде и ее интересам, он все свободное время посвящал науке и лите ратуре. Каждое лето уезжал он на Ал тай или в киргизские степи («По-настоя щему живу я только летом»—полушутя- полусерьезно говорил он) и каждый раз возвращался в город с папками разных материалов: собирал и записывал песни, сказки, бытовые наблюдения. Ящики его письменного стола были всегда полны этнографическим и . литературным сы рьем. На литературную арену Александр Ефремович выступил приблизительно в 1910-11 г. г. с небольшими рассказами и полубеллетристическими - полуэтнографи- ческими очерками в омских и томских и з даниях. Литературу любил он страстно и особенно интересовался поэзией и белле тристикой сибиряков, ревниво следя за их ростом. Сам он писал немного, но ста рательно, налегая не на количество, а на качество. Литературная деятельность его продолжалась недолго, не больше десяти лет, и все его произведения свободно уместятся в два-три тома. Он обратил на себя внимание двумя рассказами—«Исиш- кина мечта» и «Санькин марал». В первом отлично нарисована драма киргиза-батра- ка, которого эксплоатирует богатый ку лак. Во втором с большой художествен ной силой дан трогательный образ пле ненного алтайского марала. Затем следу ют две крупных повести: «Беловодье» и «Мирская»—обе из быта алтайских кер жаков. Антитеза живой жизни и кержац кого бегства от этой жизни, наивная мечта о легендарном Беловодьи и тяже лый быт старообрядческой глухомани выражены в этих произведениях рельеф но и красочно, особенно в «Мирской», где молодая мятежная душа «мирской» жен щины противопоставлена реакционной косности отцов и дедов, удалившихся от мира. Мастером показал себя Новоселов и в небольшой, чрезвычайно колоритной новелле «Жабья жизнь», напечатанной в 1916 году в горьковском журнале «Лето пись»,—к сожалению, «Жабья жизнь» явилась первой и последней вещью Алек сандра Ефремовича в столичной прессе: он был настолько скромного мнения о своих работах, что не решался посылать их в столичные редакции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2