Сибирские огни, 1928, № 6
— Я знаю очень немного. Судя по японским источникам (Тории, Яги), которые мне известны из вторых рук, современные дауры—потомка! народа ляо или киданей, владевших Китаем лет 800 назад. Русский язык запомнил киданей, назвав по их имени китайцев вообще. Данные языка говорят за то, что дауры—монгольская родня, а со всем не тунгусская, как до оих пор думали все, кто писал о них. Но ваш язык древнее современного монгольского. Один русский ученый нашел, что в даурском языке 50 проц. слов восходит к эпохе Юаньсвой династии, ныне исчезнувшие всюду,—их можно найти лишь в памятниках XIV века. Я рассказал гостям также и о том, что в XVII столетии русские разрушили в Забайкалье и на Амуре земледельческую даурскую культуру... Тот, который был племянником, сказал: — Все это очень интересно. Язык надо изучать. У нас есть грамотные ребята, они помогут вам достать списки манчжурско-даурских слов. В Барге еще пишут по- маньчжурски. Но дауров теперь совсем мало. Китайцы проникают всюду. В Монголии на пять туземцев приходится один китаец. Они захватили ремесла и торговлю. Колони зация Маньчжурии с каждым годом растет. Что будет дальше? Я ссылаюсь на только-что появившуюся книгу Яшнова о китайской колонизации в Маньчжурии. Автор не придает Барге, как колонизационно-земледельческому фонду, особенного значения. Но здесь есть уголь, соль, сода, золото, серебро-свинцовые руды и лес. Если лет через 30-40 население Маньчжурии возрастет до 76 миллионов человек, дауры неизбежно растворятся в этом океане жизней, как крупинка соли в бочке воды. Их ждет судьба маньчжуров, еще недавно владевших сердцем Азии. •— Что ж с ним делать? — Я не знаю, что делать. Вы, наверное, больше меня думали об этом. Моя спе циальность не позволяет мне решать вопросы, связанные с судьбой целого народа. Но... - Племянник улыбается. Его радует такая турецко-татарская предусмотритель ность. Действительно, политика—дело темное, особенно в наших условиях. А язык, конечно, надо изучать,—это дело хорошее. Гости в один голос советуют ехать в улус. На другой день, очинив карандаши, я ринулся в степь. I I I . ГИБЕЛЬ ДАУРСКОГО ЦАРСТВА. О земле Даурской в середине XVII века казачья молва, напела увлекательную околесицу. Славили люди, что это второе Сибирское царство, новый Ханаан, райская земля. Письменный голова Василий Поярков три года плавал: из Алдана на Зею, оттуда с боем по Амуру до Охотского моря и на Якутск. Напитались в пути охотники Поярко вы и корнем травным и человечиной, не мало их пало от даурских стрел, не мало оста лось но острогам в голодной смерти. Но сильно похвалил Поярков Амурскую землю. «Те землицы,—писал он,—людны и хлебны, и еоболины, и всякого зверя мно го, и хлеба родится много, и те реви рыбны, и государевым ратным людям в той зем лице хлебной скудности ни в чем не будет». Второй поход на хлебные реви Амур и Зею поднял якутский воевода Дмитрий Францбеков, деляга высокой гильдии, взяточник, громила и «немкин сын». Дело это обмозговал Францбекову оборотистый мужичок из Киренска Ерофей Хабаров. Он при тянулся в Сибирь из-за Урала, из Устюжского края и слыл за доброго оиытовщика. Немкин сын, расстроенный челобитием Хабарова, закатил на поиски новых не мирных землиц по Амуру великие сотни тысяч своих и особливо- чужих денег (погра бил купцов, государеву казну), и вот в году 6150 после сотворения мира дошлый устюжанин во главе ватаги охочих людей перевалил по Тунгирскому волоку в Даур скую землю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2