Сибирские огни, 1928, № 6

Пегая орда I . АМБАНЬ-ХОТО. Хайдар по-монгольски называется Амбань-Хото, город Амбаня. Китайцы, уничтожив президентским декретом 1920 года автономию Барги, по­ ставили над монголами амбаня—главнозаведующего по монгольской части. Его назна­ чает президент республики, а ведает амбань управлением и судом монголов и берет с них подать—албу монгольскую. В общем получается в роде автономии: свор финан­ сы, свой суд и собственный «Белый Дом»—большой двор с кирпичным сооружением посредине, а на воротах двора написано китайскими, монгольскими и манчжурскими письменами: Ямынь. К довершению всего двор охраняется монгольской стражей. Но чем дальше от Ямыня вглубь города, тем меньше остается баргинской авто­ номии, тем больше выпирает изо всех переулков китайская «республика». По китайскому порядку, Барга образует отдельный Зулунбуирский округ и входит в состав Хайлунцзянской провинции; подчиняется китайскому даоиню, который под­ чиняется китайскому губернатору. Но в «экстренных случаях» даоинь имеет право сно­ ситься непосредственно с президентом республики. Даоинь ведает: 1) иностранными делами (пограничный караул, визы, налоги); 2) городским самоуправлением; 3) финансами города и деревни; 4) полицией; 5) судом и тюрьмой. А все вместе сводится в одному простенькому слову—деньги. Нет ничего легче, как превратить канцелярию в лавочку и в притон. Пбследова- тельный враг «государства» нашел бы в китайской системе управления большую для себя поддержку.. Впрочем, в монгольские дела даоинь не вмешивается. Ему хватает забот с ки­ тайским и русским населением. Особенно с последним. Русским (их в Барге 22.659 че­ ловек на 17.177 китайцев), тоже хватает забот и с китайским управлением, и е мон­ гольским самоуправлением. Судьба этих людей достойна сожаления. Утянувшись сти­ хийно на пустыри китайской стороны Аргуни, они попали в кабалу, их прав никто не защищает, своеволие чиновников Срединного Царства превосходит всякую фантазию. Но мы здесь об этом не распространимся. У нас довольно своих забот. Если исключить Ямынь с его служилым сословием, то в монгольском городе Хай- ларе с великим трудом наберется два-три десятка людей монгольской народности. Мон­ гол'живет в степи. И оттуда он все зрит. И его боятся, как привидения. Всего монголь­ ского народа в степи 30.772 души. Этого достаточно пока, чтобы охранять баргинское 14 л. «Сибирские Огни*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2