Сибирские огни, 1928, № 5

3. Стихотворений я вообще терпеть не могу и судить о них поэтому не имею права. Во всяком случае считаю понятной и прочувствованной работу ( хотя и экспромптом, быть может) «На горном пути». Все остальное для меня—человека старого поколения (мне исполнилось 30 лет)—неудобоваримо и малопонятно. По- гоня за новыми формами и сочетаниями слов, но форма давит содержание. А впро- чем,—не мечите бисера... Некоторым учительницам из породы чувствительных нравится все. 4. Не зная начала, трудно судить обо всем целом. В «Истоках» выдержан стиль, колорит сибирской природы (которую я немного знаю), весьма возможно— этнографический. Многое, по-моему, заимствовано из Джека Лондона, хотя герои под русский колорит—немножко мягкотелы. Только мистицизм, любовь красавицы смерти—Синильги не подстать современному читателю. Мы—тысячи разбросашЙлх и заброшенных работников села, старые и новые,—мы строим новую жизнь, мы видим, как она изменяется и растет, благодаря даже нашим микроскопическим усилиям, но наш злейший враг—мистицизм. Мы—старое поколение (беспартий- ное)—в массе пережили его в период 1917—1922 г. и сейчас нам к нему возвра- щаться нет смысла. Мы—неврастеники, но не нытики, а строители. У автора хо- роший язык, интересное содержание, но если все будет проникнуто мистикой, то пускай пишет для эмигрантов, а мы, бывшие поповичи, офицеры, интеллигенты и т. д., волей или неволей попавшие в деревню и работающие без перерыва не- сколько лет,—мы себя осознали, почувствовали свою ответственность и отдались радости творчества новой, здоровой, разумной жизни, а мистика—это признак от- сталости и упадочности. Это мнение не только мое, но и д о некоторой степени учительской массы, которую я довольно х орошо знаю. 5. Сценариев я не понимаю и предпочитаю их не читать. Отзыв дать могу только—не печатайте, терпеть их не могу. 6. Замечательно хорошая вещь «Кадры». Не формой, которая слишком фельетонна и для деревенского читателя малоусвояема, но содержанием. Что ву- зовцы, ' что учителя—общие темы одинаковы. С самого начала у автора хвост из несданных зачетов, а у меня—из докла- д ов и отчетов: 8 педагогических, 2 повышения квалификации и 11 общественно- кооперативной работы. Все вопросы, затронутые автором, бьют меня, как учителя, что называется в точку. Поэтому я хочу остановиться подробнее. Есть и у нас такие типы, как «Желтая опасность» и среди учителей-само- учек, берущих штурмом программы ГУС'а, и среди крестьян—из моей деревни есть один в институте красной профессуры. Все дело в энергии, настойчивости и силе. Люблю таких людей и люблю читать о них, о Мартин Иденах (Дж. Лондона), о «Счастливцах» (У. Дж. Локка) и т. д. Они мне повторяют самого в идеализи- рованной форме. Характерно выражение—громкоговоритель, как синоним типа промежуточного, нечто в роде старого «parvenu». Их у нас, к сожалению, гораздо больше, чем Мартин Иденов,—расхлябанность мешает. Есть у нас типы в роде Могикана, которые все стараются согласовать не- согласуемое. Только у нас они стараются уложиться в те или иные рамки, спа- стись расписанием, только чтобы быть исполнителями, а не творцами. Но и у нас их уже мало. Многие, как и он (Могикан), были у белых, красных и т. д., долго не могли взять верный тон, многие ушли, но те, которые остались, уже не похожи на себя. Есть отдельные типы, которые, как Могикан, зубрят зачеты, пишут очко- втирательные доклады. Но их мало. Так же, как и среди вузовцев, есть поклонники интимных настроений. Пудрятся, мажутся, завиваются, восхищаются поэзией от Жуковского до дека- данса, но их мало. Мужчины спиваются и опрощаются, женщины выходят замуж и становятся типичными «бабами», но массе они чужды, хотя иной раз болтологи они недурные. Еще хуже, чем у вузовцев, дело обстоит у нас насчет «любви» и «семейной жизни». Нет яслей и детсадов. Нанять няньку—причислят в кулаки. Без няньки— прощай общественная работа. Есть у нас расслоение на старых и новых. Мы—старые, пришедшие путем тяжких испытаний и колебаний к определению своих позиций и платформ—недо- умеваем: идет нам на смену молодежь, советская молодежь, но какая-то она рас- счетливая, скупая и в массе своей склонная к мещанству (варенье, занавески, пудра, одеколон и т. д.). На общественную работу, на пожертвования откликаются туго, а среди них много комсомольцев. Есть исключения. Много их, а все-таки не- доумеваешь. Может, это оттого, что мы—старые—окончательно поняли, что совет- ская власть и мы—это нечто неделимое. Мы вытащили школы из разрухи, мы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2