Сибирские огни, 1928, № 5

1 8 4 * А. Т ОПО Р ОВ золото. Блестит. Вода-то не с добра помутилась у Амыла—реки. Жилочки засты- вают при этом чтении. СОШИНА, Е. И. Вьюги шумят, воды, туманы, леса—хорошо! А ежели этого не писать, а только убить Павина,—неладно было бы. Без т е х слов, без рек, вьюг,—не было бы п р и в е т а в стиху. Сначала я думала,—на что эти вьюги, шу- мины, леса? А теперь я знаю, что они нужны. Не с м а з н о без них, а с ними дю- же приятно. КОРЛЯКОВА, Н. В. С этими словами стих-то в роде как растет-растет вы- растает. БОЧАРОВА, А. П. Да ведь невидимо растет-то, прибывает. СОШИНА, Е. И. Прежде, бывало, сижу в коммуне на чтении или смотрю на спектакль, л у п л ю с ь , а не понимаю. Над мужиками, которые играли, смеялась. « Д у р а ч а т!». А теперь смотрю на сцену и коли печально—плачу слезами горь- кими. Раньше сроду ничего не видала... Гляжу я, бывало, на Ивана Бочарова—он кузнец был. на сцене («На дне»—М. Горького. А. Т.) и думаю: «охота же ему, ста- рому дураку, мешаться тут?». Прежде ровной волной слова уходили от меня, а те- перь я их ловлю. БЛИНОВ, И. Е. Стих как-то с п о д к р и к о м все берет. Автор природу опишет маленько да опять с п о д к р и к о м . Так тебя и дерганет под кожу! По- пишет-попишет природу—потом и пойдет в и т ь ! Как ветер в поле. Под лад идет. Все время у него—напев народный. Слышен, говорит, м а т . Так было. Партизаны еще пуще матерятся. По матерному слову видать, какие у партизан хлопцы собра- лись... Типы? Слов десять скажет про типа—его и видать, как на карточке,—коря- вый он или пузатый. Строчки, как у правдишного стихотвора. На Пушкина и на Лермонтова автор пошибает. Мастер он описывать Сибирь. Сразу охватывает все. не врет. Не то, что другие: «горы зеленые», а потом «белые». Осень у него—сразу запахло осенью, гуси летят треугольником. .. бабы вяжут одни... плещут на небе зар- ницы... Верно. Они всегда трепыхаются. Как надо описал. Чо видал, то и написал. Бороды, как кудели,—верно. Грубые слова не вредят художеству. В этих строках они улучшают художество. Это ведь не господские слова. Весь стих про парти- зан. По-моему, это лучше, чем вот когда какой-нибудь стихотвор, вместо героевых слов, свои слова, как медок с водичкой болтает. Ни сладко, ни горько. Тут парти- занские слова и образы. У Щетины слова еще лучше, чем у Павина. Автор сделал Щетину грубым—и под его мотив дул. Про партизан не слыхал я стихов лучше. В «Красной Нови» есть стих про партизан. Но там природа, а партизан нет, не вид- но. Чалдонские слова—не настоящие: люди-то п е р е в о р о ч е н ы уж были. И слова у них разные. .. Автор как зачал, так и кончил п од одну дудку. ЗОЛОТАРЕВ, П. И. Уж и не знаю, как одобрить стих. Все хвалят и я хо- тел особыми словами одобрить, но не могу придумать их. После этого стиха еще бы перенес столько лишений, сколько партизаны, чтобы только воткнуть штык в брюхо Чан-Кай-Ши! Смачность слов выражалась в революционности. Затрагивало меня, когда партизаны отступали от казаков. Стих находит на песню, но не песня он... Сосны кадят... Это пахнет от сосен по обыкновению. Мужицкая речь, настоя- щая, обыкновеная. Стих про т я ж е с т ь партизанщины, про революционные за- воевания. Правильно автор горы описывает: я их все переходил. Кругом темно, только видишь небо. Мы весь Урал в 14 дней прошли. По- своему я думаю, что у партизан было больше приключений, чем здесь описано. Просил бы автора поболь- ше написать. Но я не хочу на него н е д о в о л ь с т в и е сказать. (Ко мне. А. Т.). Грубо не надо это писать. Матершину он не зря приклинил. Она не откуль-нибудь взята, а как-раз тут и нужна. Вот где грустно: когда казаки партизан разбили. Потрясены были партизаны духом. .. По моему соображению,—нету здесь н а х л о - п а н н о г о . Вот ежели дома зайдет речь о Щетинкине, я и скажу: не сразу Ще- тинкин был командером, а еще был Павин наперед. Павин—такой осадистый, креп- кий человек с рыжей бородой, а про б оро ду Щетинкина не знаю, ну, одним сло- вом, рожа неуклюжая. Я бы его нагримировал таежным человеком. В первую оче редь эту книгу, а то партизане забыли * своем деле, о невзгодах. .. ЕРМАКОВ, Я. М. С большим любопыством слушали мы этот стих. З а н о з - л и в ы й стих! Так и ч е р я б а е т за душу, как кошка к морозу. И хотенье было узнать дальше. И когда прочитан был весь стих,—он прилег к сердцу, как недо- печеный хлеб к рукам. Так он занозлив, что нет слов пересказать. Он к тому под- ходит, что все это практикой происходило. Его будешь читать так же, как чай сладкий пить. Замечательно, как Павин призывал мужиков! Автор дал здесь точ- ную, обдуманную характеристику партизан и командеров. Все это он сделал без лишних слов. Автор своим рассказом так удачно ударил на публику, как хороший стрелок в цель. Всякий человек слушал рассказ с т о р ж е с т в о м . И принимал к сердцу. В нем и научное, и любимое. Автор писал с чувством, с открытой душой,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2