Сибирские огни, 1928, № 5
183 В деревенских халупах его будут слушать и с горем, и с радостью, и со слезами на глазах.... Крестьяне отводят « Д в а д ц а т ы й » в категорию тех счастливых исклю- чений, из современного «поэтического рукоделья», которые преображают и орга- низуют психику трудовой массы в желательном для советской страны напра- влению... Одна из реплик в разборе « Д в а д ц а т о г о » выражает интерес женщины к фамили автора поэмы. Это не лишено некоторого значения. Если какое-либо ху- дожественное произведение выходит из ряда вон по своим положительным до- стоинствам, то крестьяне не раз и не два спрашивают у меня фамилию его автора, которую они потом старательно запоминают. Гораздо реже выспрашивают фамилии авторов худых сочинений. И совсем почти не интересуются именами «творцов» ничем не замечательных произведений. .. Когда-то я проработал с коммунарами стихотворение Уткина «М у д- р о с т ь». Это зеленое мудрование получило от публики заслуженную отповедь. Самые памятливые мои слушатели теперь припоминали «М у д р о с т ь » и сравни- вали ее с « Д в а д ц а т ы м и . Сравнение кончалось беспокойными вопросами: — В одной голове рождается глупая «М у д р о с т ь » и « Д в а д ц а т ы й»— как так?!! — И пошто это печатается в одном и том же журнале? — Разделять бы... А то чё же мешать добро с п а к о с т ь ю ? П. Петров.—„Партизаны". 22 февраля, 1928 г. („Сиб. Огни", № 6, 1927 г.). БОЧАРОВА, М. Т. Как река Мана переливалась, так и эти речи. Уж очень благоразумно написано! Горы, леса и все красиво! В глазах стоят. Вспоминаешь. Павин был большой герой. А смерть-то его какая была: з^пеклися губы, задро- жали ноги... Просто и по-мужественному написано, по-нашему, но художественно. Во всем стихе художество. .. Хищные вороны над добычей—так и вспоминаются. ЗУБКОВА, В. Ф. Шибко картинна река, туман. И чувство мое сильное полу- чилось—для Павина. Написано—проще некуда. Кто-е-знает? Но я не встречала про партизан стиха лучше этого. Этот с «Двумя мирами» равняется. Все в нем плавно. С краю стих на песню находит, но она нутре выворачивает. На «Дубинушку» по- хож. Тут и совы, и как рот кривится у Петрована Щетины, и разговор с богачом (сцена у нойона. А. Т.)—все сходственно. Кончено могилой, и этот конец тоску придает. Перепрыгов нет. СОШИНА, Е. И. Мне показалось—понятно и складно. И местами аж сердце в о з м у т и л о . В гриву склоняется Павин, когда его убили. Жалко его, как род- ного человека. Подмывает стих душу... Ему бы (Павину. А. Т.) еще пожить. А будь он не убит, кто знает, чем окончился бы стих? Б о л ь н е й стих, когда Павина убили. Хоть не буду з а щ у р и в а т ь глаза,—и то все описание вижу. Бой, этот бой!!! Как все равно это все н а ш е , жалобное! Местами стих страшный, а где и подвеселит. Стих этот не то, чтобы простая песня, а все с горем песня. Рассказ без пустых слов. Есть—пишет, пишет, все у него хорошо, но вдруг в ы в е р н е т с я к о л е с н и ц а какая-нибудь,—и все пропало. А у этого писателя б е з д е л и ц ы нету. Б е з з а к о в ы ч е к . Народ весь в л и ц е . Щетина (партизанский вождь- - Щетинкин. А. Т.), ох, подь он к греху! Я подумала про него: похож он на Koipo левского Филю Пологого. О б р а з и н а б р ю з г л а я, к о р я в а я ! БОЧАРОВА, А. П. У с ю до конца я эту штуку захватила. Прямо п о д - н ы в а е т сердце; до живота доходит; всю меня н а с к р о з ь в о н з и т . И как такую картину можно было обхватить!.. Войну с конца до краю вспоминаешь под этот стих. Слова, как какие-нибудь волны на реке; идут, волнуются, в ы б у р л и в а ю т ч е р е д о м . Нигде ни з а м е ш к и, ни одного н е п р и м е с т н о г о сло- ва! Все дело и все печаль. Слова в сердце»льются чувствами... Волновались туманы на реке и сердце у нас тогда волновалось. И не могло стать на свое место... Му- жики-партизаны в с т р а с т и волнуются, все не собраны, не прибраны. В г о р я - ч а х все... Я за то не обижаюсь, что писатель назвал баб сороками; в г о р я ч а х это. Слова его мягкие, жалобные и больные. Их будешь помнить. Р а с с ы п а ю т - с я у тебя слезы от них. Нигде с дорожки не сбился писатель. Шел и шел по пря- мой дорожке и нигде не попал в к о в ы л ю г у . У в е с ь белый свет путешестие прошел этот писатель. Как в золотую гриву уткнулся Павин (убитый. А. Т.)—защи- пало у меня в глазах, как-будто передо мной упал Павин с коня своего... КОРЛЯКОВА, Н. В. Бабы—сороки. Это про нас. Про наше тараторство. Со- беремся и: «я то-то слышала», «а я то-то слышала». Так у нас всегда бывает... Спи сано все дочиста отчетливо, до точки. Нечего выкидывать. Чтение это—настоящее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2