Сибирские огни, 1928, № 4
Рассказ читается легко, но удиви- тельное дело—не чувствуешь, где жи- вут и находятся герои рассказа. Ядови- тое Жало—беспризорник, но не чув- ствуешь обстановки беспризор ничества; Ядовитое Жало—рабкор, но нет редак- ции; Ядовитое Жало в доме отдыха на Кавказе,—нет ни Кавказа, ни дома от- дыха. Рабкоровское собрание совершен- но стушевано парой обывательских анекдотов, преподнесенных в виде вы- ступлений рабкоров. От этого рассказ получается каким-то внепространствен- ным—краски окружающей обстановки в нем отсутствуют. Литературный же опыт доказывает нам, что искание недетских черт у детей (язык автобиографии Ядовитого Жала), введение анекдота—всегда очень шатки и неубедительны в общем рисунке рас- сказов такого типа. Рассказы П. Стрижкова и Н. Добро- сердова («Золотая долина», «Фарт, «На оттырку»)—психологическая ' экзотика, золотая лихорадка, которая в свое вре- мя протрясла некоторых сибирских пи- сателей. Притом эти три рассказа с трудом можно назвать рассказами. Они более похожи на выхваченные заметки проис- шествий, облеченные в беллетристиче- скую форму. Экзотика—болезнь писателей сибиря- ков (то же самое и у сиб. художников). Стрижков и Доброс ердов настолько ув- леклись экзотикой, что время действия в первых двух рассказах невозможно определить. А в третьем «узнаешь» на- шу эпоху лишь тогда, когда в драку приискателей вмешивается милиционер! Вот выдержка из одного рассказа: ...Самоха неожиданно захохотал: —- «Гы-гы-гы! А ведь ты... мясо! Кешка отшатнулся. — Самоха!.. Дошли ведь. — Мясо ты!—кричал Самоха и с не- ожиданной силой бросился на Кешку. ...Кешка был с'еден. Такую литературу сейчас с успехом заменяет (к сожалению!) нам кино. Сейчас гораздо интереснее узнать о жизни советских рабочих на концессиях «Лена-Гольдфильдс» и о нарождающем- ся новом быте на приисках, на которых— по Стрижкову и Добросердрову—нет ничего, кроме драк, пьянства, убийств и т. д. Теперь даже пионер не будет читать Майнрида с захватывающим интересом. Для него стали важнее вопросы теку- щего дня. Рассказ С. Маркова—«Голубая яще- рица» значительно крепче других, хо- тя тоже зараженная экзотикой (удиви- тельная потребность наших писателей бегать за темами за несколько тысяч верст). Коммунист Чигирисов (неизвестно от- куда и зачем?) едет по киргизским сте- пям. В этих киргизских степях он когда- то попал в плен к белым. По капризу на- чальника белогвардейского отряда пол- ковника Ройя, коммунист остался жи- вым. Вскоре он бежал из плена. Чигирисова треплет малярия. Он оста- навливается в юрте зажиточного кирги- за. Киргиз бьет палкой работника. Чиги- рисов прекращает побоище и в работни- ке узнает... полковника Ройя. — Восемь лет... Он меня бьет палкой каждый день. Он меня экс... экспло-ати- рует—жалуется, плачет Рой. — Экспло-а-тирует. .. Однако, вы вы- учились только сейчас таким словам. Но ирония коммуниста излишня—пол- ковник Рой наказан по заслугам. Он по- гиб. Рассказ написан живо и коллоритно; но рассказ излишне загружен тяжеловес- ной образностью и сравнениями—«узло- ватые бронзовые подножья мертвых ку- стов», «камни—куски мыла, которыми цыгане моют лошадей», «ветки—повис- шие руки скелета», «он (Рой—Б. М.) ве- рил, что Восток погасит багровые фити- ли революции», «желтые глаза», «усы— перья огня», «гудел малярийный при- бой» и т. д. Все это несколько замедляет темп чтения и отвлекает от, так наз., развер- тываний сюжета. Но Марков—поэт, ему простительно развешивание живописных тряпочек, образов и сравнений по остову своего рассказа. Несколько замечаний о внешнем офор- млении этих книжек. Обложка, одинако- вая по рисунку, разная по цвету, стили- зованная—«стилизованный» полулось или же северный полуолень в «стилизован- ных» елках. Приемлемая обложка—ко- лоритная, стиль «сибирики», но... в рас- сказах место действия: у Анова—неиз- вестный город и подозрительный Кав- каз, у Маркова—южные степи. А азбуч- ный закон обложки—композиционно (и географически) отвечать содержанию книги. Но получилось наоборот. И толь- ко к «Золотой долине» такая обложка кое-как может подойти. Б. Миркович. Феоктист Березовский.—«Бабьи тро- пы». М. ЗИФ. 1928 г. стр. 396, тир. 5000. к ц. 3 р. 45 к. № 5-6 «Сиб. Огней» за 1923 г. был помещен рассказ Ф. Березовского «Ба- бий заговор». Года два тому назад Ф. Березовский стал печатать «Бабий заговор» в женском журнале. И вот пе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2