Сибирские огни, 1928, № 4

г. п. Основы нового закона об авторском праве ЦИК и СНК опубликовали новый закон об авторском праве. В отличие от старого закона, 1925 года, новый закон четко определяет права и положение автора, расплывчато набросанные в законе 1925 года. Наметка старого закона давала возможность эксплоатации авторского пра ва со стороны издательств, ограничивала авторские права таким сроком, что пре- старелый писатель лишался права на свои произведения, и право на беспрепят- ственное издание их переходило к издательствам, и многое другое. Сам автор находился в каком-то промежуточном состоянии. Финаппарат. приравнивая его к «ремесленнику без двигателя» (буквальная номенклатура фин- органов по обложению автора налогом), в жилищном отношении его приравнивал к лицам свободных профессий, платящих особо повышенные ставки за жилпло- щадь, в отношении взыскания гонорара с издательств он приравнивался ко всем гражданам, пред'являющим гражданский иск ( автор не подлежит соцстрахованию, даже в профсоюз долго не включали автора, как «не имеющего постоянного за- нятия» и т. д. Новый закон в этом отношении ставит автора совершенно в новое поло- жение. Декрет о введении в действие основ авторского права от 16 мая 1928 г. («Известия» № 113 от 17 мая 1928 г.) говорит: «Дополнить гражданские процессуальные кодексы правилами, приравнива- ющими порядок обращения и взыскания вознаграждения, причитающегося авто- рам за полное или частичное отчуждение своего исключительного права, к по- рядку заработной платы». Мы знаем строгость закона о взыскании заработной платы, и приведенная предпосылка к основам авторского права должна стать весьма убедительным ар- гументом для тех издательств, которые слишком «вольно» обращаются с автор ским гонораром. Но мало одного гонорара, закон должен охранять само авторское право. Разве мы не видим, как издательства без зазрения совести перепечатывают целые книги без разрешения автора (Красноярск) и без оплаты гонорара. Разве мы не знаем, что авторы, особенно кинофильм, не узнают своего детища после рожде- ния его в свет. Редакторский и режиссерский карандаш делает то, что автор скон фуженно пишет после в газете: «собственно говоря, как-будто это и моя вещь, но ей богу, я этого не писал». Закон для таких «операторов» предпосылает краткую статью закона. «Предусмотреть в уголовных кодексах меры социальной защиты против наруше- ний авторского права!». И, наконец, последнее чрезвычайно существенное постановление ЦИК'а и Совнаркома—дополнить гражданские процессуальные кодексы правилами, воспре щающими обращение судебных взысканий на авторское право и допускающими обращение таких взысканий лишь на доходы, извлекаемые при осуществлении названного права. Таким образом, никакое произведение автора не может быть насильствен но из'ято у автора, автора никто не может обязать реализовать его труд, нало- жить на него арест и т. д. Когда же автор реализует его, тогда только судебные инстанции могут взыскать с автора ту или другую сумму, подлежащую оплате за долг, установленный судом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2