Сибирские огни, 1928, № 4

Начавший свою литературную деятельность с ряда драм, впоследствии не без успеха выступавший также в качестве литературного критика («Этю- ды о В. Блэке, 1868, Чапмане, 1875, Шарл. Бронте, 1877, Шекспире, 1879; и т. д.), Сюинберн сделался известным, главным образом, благодаря своему сборнику «Поэм и баллад» (1866, второй сборник под тем же заглавием вы- шел в 1878 г.). В этой яркой и значительной книге оригинально преломились влияния, шедшие одновременно из английской и французской литературы; здесь чувствуются то гневные сарказмы Байрона, то мечтательность Шелли, натурализм Бодлэра, примитивизм и философская углубленность «прерафа- элитов», риторическая декламативность Гюго. Это сочетание столь разнород- ных влияний чрезвычайно неожиданно и своеобразно. Его дальнейшее твор- чество не спаяло в одно целое -все эти разнообразные элементы; однако, от- звуки разнообразных поэтических систем, школ и направлений, порой исклю- чающих друг друга, прекрасно уживаются в его стихах, подобно' тому, как могли совмещаться в его мировоззрении самые крайние полосы отрицания и веры. И если мировоззрение это так и не получило цельности и единства, то Сюинберн-писатель имеет все же своеобразное и неповторимое поэтическое лицо'. Пафосом своих декламаций, вдохновенной убежденностью своих сти- хотворных проповедей он сумел сделать привлекательными самые противо- положные философские устремления. Кошуту, Мадзини, Гарибальди, Орсини, Луи Блану он посвятил стихо- творные послания. В одном из своих стихотворений («А Song in T ime of Order », 1852), написанном вскоре после декабрьского переворота во Фран- ции, он мечтал о том времени, когда «скамейка каторжной галеры будет скрипеть от сидящего на ней папы, а ублюдок Бонапарт, вися в петле, будет качать своими пятками», в другом—о республике всего мира и братском единении всех народов. „О, ясная республика мира, ставшего белым! О ты, свобода, откуда бьют ключи души! Хвалите землю ради человека и ради земли хвалите человека!"... („Ева Революции"). Но все эти прославления мятежа и революционной страсти, социальные утопии и недвусмысленные предсказания прекрасно уживались в его стихах вместе с националистическими порывами и самым пламенным патриотизмом, и порой он слагал поэмы на темы национальной истории и пел гимны величию и политическому могуществу современной ему Англии: так, в поэме «Армада» рассказано о гибели испанского флота у английских берегов, об этой знаме- нитой победе королевы Елизаветы над Филиппом II, решившей борьбу за владычество над морями; прославивший 50-ти летний юбилей королевы Викто- рии ( «The Commonwea l »), Сюинберн несколько раз выступал в печати •в качестве ее защитника и палладина. Одно из таких выступлений Сюинберна связано с русской литературой. «У Сюинберна»,—рассказывает Васи- льев 1 ),—«есть стихотворение «Белый царь», в высшей степени враждебное России. В нем Сюинберн грозит Александру II участью Филиппа II, осмелив- шегося воевать с английской королевой. Оно представляет собою ответ на то русское стихотворение, враждебное королеве Виктории, которое в пере- воде появилось в одном английском журнале в 1879 году; в раз'яснении, ко- 1) См. статьи Васильева в сборн. «Творчество», Казань. 1909, с р . 135 и «Вест- ник Европы*, 1909, № 8, стр. 520.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2