Сибирские огни, 1928, № 4
бые уже в настоящее время, с каждым годом ослабевают все более и более. По своему положению строительные рабочие резко отличаются от лесных рабочих, приближаясь «более к фабричным». Это определение социальной природы строительных рабочих дано было Ильичем 30-35 дет тому назад, когда промышленность страны недавно лишь вы- шла из периода натурального хозяйства. Сейчас строители по праву занимают место в рядах промышленного пролетариата. Условия труда рабочих на постройках (особенно на железных дорогах) были каторжные: 18-ти часовой рабочий день «от зари до заката солнца» (а подчас и при свете костров), копеечный заработок (70-100 руб. за сезон), работа в глухой сибир- ской тайге при еуровом климате. Жить приходилось в удушливых сырых землянках. Рабочие умирали тысячами, а на их место привозились новые партии голодных кре- стьян и рабочих. Эксплоатация труда в стройпроизводстве была так велика, что во Вла- димирской губернии среди крестьян в ходу была такая поговорка: «Нет выгоднее тор- говли плотниками». Тов. Ленин в труде «Развитие капитализма в России» приводит ряд ярких фактов и показывает нам, как в отношении стройрабочих подрядчики при самодержавии пытались на протяжении десятилетий удержать фактически крепостное право. Первые классовые бои. Первая стачка стихийно вспыхнула в 1899 г. в Красноярске, при постройке кессонов моста через реку Енисей. Стачка, возникшая без необходимой подготовки, окончилась неудачей. Правительство, взамен забастовавших рабочих, выслало солдат и уголовников, которые с грехом пополам заменили рабочих. Вторая стачка вспыхнула в 1901 г. среди рабочих столярной мастерской Трен- цова и мебельной фабрики Лопухова. Рабочие-столяры потребовали от нанимателей увеличения заработка до 1 р. 20 к. в день (вместо 90 к .—1 руб.) и сокращения рабо- чего дня до 11 часов (с 6 утра до 6 вечера и 1 час на обеденный перерыв). Предпри- ниматели в этом отказали, рабочие об'явили забастовку и создали свой стачечный ко- митет. Когда семейные рабочие столярной мастерской Тренцова, не выдержав голодов- ки, явились в стачечный комитет и сказали, что вынуждены стать на работу, решено было выдавать бастующим из ранее созданной кассы по 20 коп. на едока. В результате рабочие выиграли стачку, получив прибавку от 20 до 50 копеек в день. Столяры ме- бельной фабрики Лопухова, не имевшие своей кассы, вынуждены были преждевремен- но прекратить стачку, добившись лишь частичного удовлетворения своих требований. Ряд стачек происходил на Кругобайкальской железной дороге (в Иркутской гу- бернии) в 1903-4 годах. Стачки носили оборонительный, экономический характер. •Однако, в эти стачки то и дело вмешивались жандармы. Во время стачки рабочих, ра- ботавших в Большом Хабартуйском туннеле, представитель жандармерии, несмотря на то, что сам признал требования рабочих справедливыми, арестовал зачинщиков заба- стовки. Не имея места, куда их «упрятать», он обратился с прошением по начальству .об отпуске средств на постройку арестного барака на 450 человек. В 1904 году строители Н.-Николаевска бастовали совместно с печатниками и лельничными рабочими. Забастовка протекала под руководством местной социал-демо- гратической организации. Требовали уменьшения рабочего дня и повышения заработ- ной платы. Забастовка длилась 10 дней. Рабочие добились лишь частичного повышения зарплаты. В 1905 году в Барнауле бастовали каменщики, потребовав сокращения рабочего дня с 13 часов до 11. Стачка была выиграна. В 1906 году бастовали строители Барнаула, выдвинув требование повышения поденщины (квалифицированным—20 к., неквалифицированным—5 коп.) и устано-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2