Сибирские огни, 1928, № 4

слоним Красные строители и „белый грибок" I. Всесоюзное об'единенне строительных рабочих отпраздновало свой десятилетний юбилей. Сибирским строительным рабочим, вписавшим яркую и красочную страницу в историю борьбы сибирского пролетариата за власть Советов, не безынтересно огля- нуться на пройденный путь и бросить хотя бы беглый взгляд на свое революционное прошлое. Стройпромышленность Сибири до Февральской революции. Судьба пролетариата, в частности строительного, тесно связана с промышлен- ностью. Поэтому невольно возникает вопрос, что представляла собой стройпромышлен- ность Сибири до Февральской революции? Экономическая политика царского правительства долго держала Сибирь на поло- жении экспортно-сырьевой колонии и рынка сбыта для промышленности Европейской России. Развитие в России промышленного капитала, ищущего новых рынков сбыта, приводит к постройке Великого Сибирского рельсового пути. Работы по постройке Си- бирской дороги- начались в 1892 г. Движение до Иркутска открылось в 1899 году. В разгаре строительства дороги здесь работало до 40 тысяч рабочих, главным обра- зом, привозных из неземледельческих губерний Центральной России. Прямым следствием проведения Сибирской железной дороги является быстрое раз- витие промышленности, рост городов, постройка новых фабрик, заводов и экономическое оживление края. Особенно усилился темп и размах строительства в Сибири после рус- ско-японской войны, когда бывшее царское правительство впервые серьезно столкну- лось с опасностью потери этой богатейшей страны. В этот период (1906—13 г.) про- должается дальнейшая прокладка железных дорог (Алтайской, Ачинск-Минусинской, Кольчугинской, Колундинской и второй магистрали Южно-Сибирской), которые явля- ются под'ездными путями к Великой Сибирской железной дороге. В связи с формирова- нием в Сибири 4 новых воинских корпусов, царское правительство приступает к строи- тельству «военных городков» (в Томске, Красноярске, Ново-Николаевске, Ачинске, Иркутске), начаты в 1906 году и закончены (вчерне) в 1913 году. На всех этих по- стройках рабочая сила также была привозная из Европейской России. В своем труде «Развитие капитализма в России» т. Ленин таж определяет со- циальную природу строительного пролетариата: «Строительные рабочие представляют собой образующийся промышленный пролетариат, связи которого с землей, очень ела-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2