Сибирские огни, 1928, № 4
jjw—; или, и все. Потом он рассердил ее,—поел такого, что она не принимала,— она его укусила там: умер мужик от этого. Живо его скрутило. Все захохотали. Максим тряс лохматой головой: — Верно, верно!—лицо его при этом делалось еще серьезнее, а черты его казались прубее. Никаким доводам о том, что змея не может в живот пройти и жить там, Максим верить не хотел. Большой костер разбрасывает в темноте золотые искры. Мы молча ле- жим вокруг него и слушаем шум реки и шелест веточек, ветром перебирае- мых. Кто- то поднялся от огня и, направляясь к палатке, громко свистнул. Амыр-сана крикнул на него: — Не свисти, а то завтра сам себя ругать будешь. — Почему? —• Горного духа, хозяина здешних мест, рассердишь, он толды и не выпустит нас отсюда—туман напустит. Он выпил девятый стакан крепкого чая, поколотил, трубку о носок са- пога и потянулся к кисету. — В каждой долине, на каждой горе есть свой горный дух,—говорил он.—Вы, ведь, ничего не знаете. Рассказать, однако, вам. Слушайте все.-— Амыр-сана прокашлялся и повысил голос.—Он, горный-то дух, не любит, ко- гда свистят. Горный дух управляет воем. Зайцы, медведи, маралы—все в его распоряжении. Случается, что видят его люди в образе младенца, только не все видят,—ворам он не показывается. — Слушай, Николай Ефимович, ты в такую чертовщину веришь? Амыр-сана вынул трубку изо рта, долго смотрел на спрашивающего Говорил улыбаясь, и потому нельзя было понять, правду он говорит или шу- тит. —• Верю. Я же должен в чо-нибудь верить. Как без этого? Как меня воспитали, так я верить должен. Вот сыновья мои и дочь по-новому воспи- тываются, по-новому и верить будут. Не верить нельзя. Каждый человек дол- жен во что-то верить.—В этих словах вся несложная философия Амыр-саны. Он приподнялся, заложил руки за шею и, перегнувшись назад, потянул- ся. Махнул ногой—сапог отлетел в сторону, махнул другой—второй сапог сорвался с ноги. Опустился возле самого огня, грел ноги и рассказывал о том. как он «стал Эрлика на картинах изображать», к ак совершается жертвопри- ношение во время камлания, как произошли виды животных. —• Эрлик*) стал просить у бога четверть земли. Бог не дал. После это- го Эрлик стал просить разрешить ему в землю палку воткнуть. Бог ему раз- решил. Вот он и проткнул землю насквозь. А в дыру-то эту выползли все пол- зучие: змеи, крокодилы, гадюки. Если бы не разрешил бог палку воткнуть— не было бы ни змей ни гадюк. Оплошал бог-то маленько. У второго костра ямщики изжарили колбасу из крови. Позвали пробо- вать. Голос Амыр-саны сюда доносился из темноты: —• Бог создал женщину и кобылу. Пустил их в разные долины. Утром пришел посмотреть и видит, что лошадь с'ела мало травы, а женщина всю траву с'ела. Вот бог и говорит: «Нельзя пускать так женщину—много с'ест. Все с'ест, другим зверям не оставит. Пусть, говорит, человек от своих трудов кормится». За день устали непривычные к верховой езде. Под тягучий и ровный рас- сказ Амыр-саны несколько человек задремало у костра. Поздним вечером *) Эрлик —злой дух.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2