Сибирские огни, 1928, № 3
1. Курса по истории экономической мысли Жида и Госта нет в природе. Есть курс по истории экономич. учений 111. Жида и Ш. Риста, первая глава кото- рого посвящена физиократам. Некоторые сведения о меркантилистах имеются в статье другого автора, являющейся приложением к названному курсу. Но не толь- ко рецензент, но и ученик Совпартшколы мог бы установить, что в этой статье нет ничего марксистского. Круссер, как видно, принял это за марксистское осве- щение меркантилистической системы. 2. Точно так же нет в природе курса по ист. экономических учений Янжула, Е есть лишь его исследование по вопросу о возникновении и развитии свободной торговли в Англии, под названием «Английская свободная торговля»—в двух частях, при чем о физиократической системе в этом исследовании ничего найти нельзя. А Круссер авторитетно заявляет: «Система меркантилистов и физиократов достаточно освещена в старых курсах по истории экономич. учений: Онкена, Янжула, Жида и Госта». Считаю не лишним отметить, что в работе Онкена «Исто- рия политической экономии до А. Смита», в которой собран большой фактический материал о меркантилистах и физиократах, нет ни одного грана марксизма. Неуже- ли Круссер считает работу Онкена марксистской?! Диву даешься, какая диспропорция между... знаниями и... рецензентской прытью! Перехожу к третьей особенности Круссеровского приема писать рецензии. Круссер не доказывает, он голословно декларирует, аргументировать—дело лишнее. Новая мораль! Круссер пишет: «Главы, посвященные автором меркантилизму, представляют собою водоворот цитат и сумбурность мыслей. Марксистского анализа здесь, конечно, нет». И дальше: в работе нет общей идеи. Таким образом, Круссер выдвигает следующие положения: 1. Нет в работе общей идеи. 2. В работе нет марксистского анализа. 3. Работа отличается сумбурностью мыслей. Нет общей идеи! Обвинение тяжелое! А доказывает ли это Круссер? Ни единым словом. А между тем, мною на стр. 4 дается ясный, отчетливый социаль- ный анализ меркантилизма. «Меркантилизм соответствует раннему периоду—детству, капиталистической системы, тому периоду, когда буржуазия могла выступать пионером нового хо- зяйственного строя только в союзе с сильной централизованной властью. Отсю- да—опека государства над хозяйственной деятельностью, вмешательство путей регламентов, таможенных тарифов и торговых договоров в области торговли и промышленности». На стр. 8 мы читаем: «Что же является основным положением меркантилизма? Нам кажется, что характерным моментом для всего меркантилиз- ма является утверждение, что богатство одной нации может увеличиться только за счет уменьшения его у другой посредством внешней торговли. Все остальные положения являются производными и вытекают из этого основного». Вот основ- ная идея, являющаяся стержнем всей работы. На стр. 9—11 я даю социально- экономический анализ положения меркантилистов: «Profit upon alienotion», дока- зывая, что отождествление денег с богатством не является характерной чертой меркантилизма. Приведу цитату из первой главы. «Меркантилизм складывался в обстановке переходной, когда хозяйство Европы переходило с рельсов нату- рального хозяйства на новые—денежные. Расширились меновые отношения, но способ производства остался без изменения. Производственная основа осталась прежняя. Но пионеры капитализма—торговые капиталисты—должны были дока- зать, что переход к новой системе выгоднее. Они должны были доказать, что но- вый хозяйственный порядок, носителями которого они являлись, приведет к расши- рению хозяйственной базы, к возрастанию богатства страны. Но как этого добиться при сохранении старой производственной системы? Остается одна область— торговля—это посредствующее звено между производством и потреблением... Отсюда— , т.-е. прибыль от отчуждения. Отсюда положение меркан- тилистов, что прибавочная стоимость создается в сфере обращения» (стр. 9-10). Все остальные главы, до VII включительно, подтверждают это основное положение на основе анализа экономической истории Англии. Круссер, заявляя, что в работе нет «общей идеи», обязан был бы дать оценку этого положения под углом зрения марксистской методологии. Если этот анализ сущности меркантилизма представляет из себя «сумбурность мысли и «хаотический набор цитат», то не лучше ли было бы не быть голословным, а при- вести хотя бы эту небольшую цитату и сказать: «вот где сумбур мыслей». Такого рецензента можно было бы уважать хотя бы за... гражданское мужество. Но как назвать тот метод писать рецензию, который избрал Круссер?... Бросил камень и...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2