Сибирские огни, 1928, № 3

«Спрут хищный океанских вод»—цитирует от И. Ерошина*) (т.-е. Ан- глия)—приполз на наши рубежи, посеять скорбь и мятежи». «Вот как!»—удивляется «критик».—«Кажется мы, а не Англия орга- низовывали мятежи». Дальше итти некуда, как говорится: «ты» организовывали мятежи на наших окраинах (Кронштадт, Мурманск, Архангельск и т. д.)!? — «Года отреяли, как трауры невест,—каков образ!»—блещет остро- умием критик. А сам наворачивает: — «В «Сиб. Огнях» свивает теплое гнездышко разлагающийся труп чу- ждой идеологии»... Труп, вьющий теплое гнездышко—вот это действительно «образ». Хуже всего то, что такой «подход» совершенно обесценивает здоро- вое зерно, которое мы обязаны искать во всякой критике: каждый перегиб, каждый уклон всегда приводит к обратным результатам. Сказанное не может быть понято, как оправдание ошибок «Сибирских Огней». Стихи Ивнева нельзя было печатать в таком муторном изобилии. «Безумные затеи» Югова напечатаны так поспешно, что вторая часть рома- на начинается со следующего стилистического шедевра: — Ах, как хорошо все-таки, что сегодня воскресенье и оба мы не на службе!—говорила Елена, повисая на руке мужа и заставляя его тащить ее по тротуару, чтобы замедлить его шаги (кого ее? кого его?). *) Ерошин, Иван Евдокимович - поэт-самоучка, крестьянин. Первые стихо,- гворения Ерошина: «Поэту» и «Рабочий» напечатаны в 1913 году в «Правде». В 1918 г. Ерошин вступил в Московский Пролеткульт. В Сибирь Ерошин пришел с политотделом 5 Р.-К. К. А. SHbia. В статье «Против ново-буржуазной вылазки в л и г ^ ^ у р е» («На Ленинскм Пути», № 9) т. Курс уделяет исключительное внимание отношении. «Сибирских Ог- ней» к И. Ерошину. В статье «Поэты и критики» («Сиб. Огни» № 2, 1927 г.) я ука- зал, что «Ерошин вносил в «Сиб. Огни» много противоречащего задачам журнала». «Миросозерцание Ерошина, в сущности, становится религиозным»,—писал я.—«Ока- зывается, есть коммунисты»,- восклицает т. Курс,—«которые по отношению к ре- лигиозной литературе считают правильным вести другую политику, чем по отно- шению к церкви». Прежде всего— очевидная передержка: наличие религиозного ми- росозерцания у Ерошина вовсе не означает, что «Сиб. Огни» печатали «религиозную литературу». Это миросозерцание можно заметить у Ерошина лишь в немногих от- дельных строфах и образах. Затем, кто эти коммунисты? Речь идет о 1922 годе, ко- гда основное ядро редакции «Сиб. Огней» составляли ответственнейшие партийцы (Ем. Ярославский, Д. Тумаркин, Ф. Березовский). Кажущееся противоречие я об'яс- нял единственно-возможным способом: «Туманная лирика» Ерошина, «конечно, ни- кого ни в чем не убедила»,—писал я.—«Она воспринималась, как музыка». Действи- тельно, Ерошина редакция всегда считала талантливым поэтом, старалась его под- держать и выправить его путь. — Чудовищная чушь!—негодует т. Курс. А после всех громов небесных в «Сов. Сибири» опять печатается И. Ерошин, с «рясным приютом», «трепетной арфой» и прочими атрибутами, которые мне лично претят не менее, чем т. Курсу. Что это за путаница, товарищи? Надоело! Надо учиться логике!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2