Сибирские огни, 1928, № 3

г. вяткин Ромэн Роллан. Крупнейший французский писатель Ромэн Роллан—человек прошлого поколения. Ему уже идет седьмой десяток лет. Сын нотариуса, уроженец маленького бургунского городка, Роллан в праве гор- диться своими предками: в эпоху первой французской революции они дрались на барри- кадах за конвент. Их закваска передалась и ему, Роману Роллану. На литературную арену он выступил в 90-х годах прошлого столетия и при этом несколько для себя неожиданно: он готовил себя для карьеры музыканта-композитора. Получив прекрасное общее образование, он с молодых лет серьезно занялся музыкой, теоретически и практически, и был затем преподавателем истории музыки в Сорбонне. Музыка—отправная точка и литературного роллановского творчества. Величай- шие мастера звука—Моцарт, Бетховен, Себастьян Бах—с ранней юности окрасили ми- роощущение и миросозерцание писателя в могучие и торжественные тона, и он стал вос- принимать свои и чужие дни и дела, как звенья единой симфонии жизни, в которой ма- жорные и минорные аккорды лишь оттеняют друг друга, и в мрачную мелодию траурно- го марша врывается детский смех. «Радость и печаль—по словам Роллана—родные сестры, и кто любит одну—не может не любить другую». Из всех мыслителей мира Роллан особенно увлекается Спинозой, Толстым и Шекс- пиром. Под знаком этих трех гигантов проходит вся его литературная деятельность. От Спинозы он взял идеалистический рационализм этого аскета-бедняка, обожествлявшего разум. У Толстого Роллан научился той веткой искренности и совестливости, которые яснополянский учитель пронес до гроба. Шекспир раскрыл перед Ролланом свою бога- тейшую сокровищницу человеческих чувств и страстей, показал пир жизни, радугу ее красок, игру ее золотого света и черных теней. Литературную деятельность Роллан начал с театра. Он сразу повел резкую и не- примиримую борьбу с тем буржуазным театром, который процветал во Франции. Он меч- тал создать народный театр и стал писать для него пьесы. Девизом для своей драматур- гии он выбрал слова из своей декларации: «Долой усложненную психологию, темный символизм, искусство салона и алькова! Пора осветить те великие политические и со- циальные интересы, за которые в продолжении столетий борется человечество». Ха- рактерна сама тематика Роллановских пьес: «14 июля» («Взятие Бастилии»), «Дан- тон», «Торжество разума». Одна из пьес («Волки») является откликом на знаменитое дело Дрейфуса, и, наконец, последняя пьеса—«Наступит время»,—как бы подводит итог борьбы за свободу и независимость, мотивом пьесы служит восклицание одного из ее героев: «Моя родина везде, где свобода в опасности!». Затем Роллан переходит к серии художественных биографий героев мысли, твор- чества и борьбы. В предисловии к первому выпуску этой серии он пишет: «Воздух во- круг нас душен. Старая Европа задыхается в душной и нечистой атмосфере. Откроем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2