Сибирские огни, 1928, № 3

ему и сказал: «убирайся на все четыре стороны!». И он взял эти двести иен и ничего не сказал из того, что хотел. С тех пор они как-будто мирно живут с женой, открыв на эти деньги маленькую лавочку. Но нет мира на душе этого человека, и в поисках ответа на вопрос,—что же ему делать?—он и пришел к Токутоми. Обличение может здесь в отчетливой форме и не дается, но оно скрывается за каждым словом этого коротень- кого повествования. Нужно сказать что обличительные тенденции, в большинстве случаев, преподаются авторами именно в такой скрытой форме. Причина ли этому цензурные условия, или здесь играет роль художественный вкус самих писателей, избегающих откровенных агиток и зазвонистых фраз,—сказать трудно, только в огромном большинстве подобных произве- дений наблюдается чрезвычайно корректный, чисто литературный тон. Даже такое об- личительное по своему содержанию произведение, как роман вышеупомянутого Хосой— «Фабрика», и тот не нарушает общего правила. Автор довольствуется только тем, что умело подает подобранный им материал, при чем этот материал и его подбор настолько сами но себе выразительны, что не требуют никаких агитационных отсебятин. Этот простой рабочий-текстильщик, писатель-самоучка, пламенный печальник о судьбе своего класса, ненавидящий капиталистический режим так, как только может ненавидеть ПОД- ЛИННЫЙ пролетарий, остается, тем не менее, удивительно корректным и об'ективным. Роман «Фабрика»*), как и описанное выше первое произведение Хосой—«Пе- чальная история работницы»,—также посвящается жизни японских текстильных рабо- чих. Об'ясняется это, главным образом, тем, что эта область ближе всего знакома самому автору, но отчасти и тем, что условия труда на текстильных предприятиях, действитель- но, как нельзя лучше рисуют картину капиталистической эксплоатации. Работницы по- лучают за свой труд гроши; они принуждены жить в общежитиях при фабриках, т.-е. отдавать большую часть заработка тому же капиталисту, в качестве платы за содер- жание; их жизнь в этих общежитиях обставлена самыми строжайшими правилами внут- реннего распорядка, регулирующими всякий их шаг; работницы с трудом отпускаются от станка даже в случаях сильного недомогания, а попадая в фабричную больницу, не получают ни надлежащего ухода, ни лечения; и если они умрут, с их телом обращаются, как с трупом животного. С другой стороны, вне фабрики работницы всячески улавли- ваются специальными вербовщиками, получающими от предприятия плату с головы и поэтому ожесточенно конкурирующими друг с другом и в погоне за работницами не брез- гующими никакими средствами: обманом, угрозой, обольщением, прямым насилием. На случай возможных волнений среди рабочих, предприниматели держат специальных мо- лодцов, большей частью выходцев из той же рабочей среды, которые то выступают в ка- частве штрейкбрехеров, то в роли непосредственных усмирителей, нещадно избивающих строптивых. Все это—горькая действительность, настолько выразительная, что одно ее протокольное изложение говорит лучше всяких громогласных фраз. Точно такой, пожалуй, еще более сдержанный характер носит один интересней- ший, вышедший совсем недавно роман, посвященный быту японского крестьянства— «Смерть Кихэя»—Наканаси**). Это произведение, несомненно относящееся к отделу «литературы земли», рисует картину постепенного распада одного крестьянского хозяй- ства, исчезновение одной бедной крестьянской семьи. Старик Кнхэй весь свой век трудится над своим клочком рисового поля. Его один сын—в солдатах, другой еще подросток. Жена и взрослая дочь также работают без от- дыха. Ко всему этому присоединяется то. что он эту землю арендует, а условия труда и арендная плата таковы, что он вечно остается перед хозяином в долгу. Чтобы выпутаться из положения, ему приходится прибегнуть к частому в Японии средству—продать дочь в публичный дом. Но и это не помогает: комиссионер по продаже дочери его нещадно надувает, и полученная сумма так мала, что бесследно растворяется в общей сумме *) Русский пер. Н. Фельдман, издание „Прибой". Вакидзо Хосой—„Кодзи". 1927 г. **) Русский пер. Н. И. Фельдман, изд. ,.Прибой". Иносукэ Наканаси - „Смерть Кихэя". 1927 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2