Сибирские огни, 1928, № 3
самим преступником. Крестьяне, толпящиеся вокруг, не знают, что им делать. Они по- слали новых ходоков в Эдо просить помилования своего вождя, но ответа все нет, а срок казни уже наступает. Приводят Модзаэмона с женой. Их прикрепляют ко кресту,— на фоне волнующихся и готовых каждую минуту ринуться на стражу крестьян; первой умирает жена; вонзают первый дротик в тело Модзаэмона. Как вдруг гонец из Эдо с поми- лованием. Поздно. Толпу охватывает взрыв неописуемой ярости; она в мгновение ока разносит всю ограду, вооружается и бросается на стражу. Разразился бы бунт, если бы не один авторитетный вожак крестьян, которому удается остановить толпу доводами: «одним нам ничего сделать не удастся. Нужно всем крестьянам всей Японии об'единить- ся, и тогда уже ничто не будет страшно». Пьеса кончается общей клятвою всех крестьян перед висящим на дереве Модзаэмоном, что «он не останется не отомщенным». Модзаэмон пока еще не отомщен, но крайней мере, так, как это звучит между строк всей этой чрезвычайно протокольно написанной, но в своей протокольности столь потря- сающей пьесы. Но путь к этому отомщению намечен, и второй наш автор, Наканиси, дающий в своей пьесе историю другого такого случая, уже приведшего к открытому же- стокому бунту, разразившемуся в 1793 году в клане Есида, прямо посвящает свою пьесу «всем пионерам крестьянского движения... всем односельчанам Будзаэмона» (героя вос- стания) и ставит тут же сейчас выразительную дату: «в день первого мая 1927 года». * * * Выше было сказано, что половина кннг по беллетристике, взятая с полки книжного магазина, окажется посвященной историческим сюжетам; вторая половина, конечно, есть и должна быть основана на сюжете современном. Японская современность,— окружающая жизнь и действительность,—вот второй и громадный резервуар, откуда авторы заимствуют фабулу для своих произведений. Эта современная действительность, как было уже указано выше, в силу особых условий развития современной японской культуры, отличается чрезвычайной сложностью, гораздо большей, чем то мы наблюдаем в других странах. Современное общество на- столько многолико но своей структуре, и его жизнь сопровождается возникновением стольких различных проблем, что писатели не могут не принимать участия в их поста- новке, освещении и разрешении. Сложность японской общественной жизни выражается прожде всего в том разнообразии и обилии различных общественных слоев, из которых современное японское общество слагается. Эти слои по-различному связаны со своей исконной культурой, по-различному к ней относятся; равным образом различно их отно- шение и к культуре европейской. Гамма переходов от живущего и думающего еще по-то- кугавски японца к японцу, ничем—ни образом жизни, ни способом мыслить—не отлича- ющемуся от любого американца или немца,—эта гамма дает столько различных тонов, что одно исследование именно их составило бы одну из интереснейших проблем в изу- чении современной Японии. Как известно, после буржуазной революции 1868 года, взамен прежнего феодаль- ного общественного устройства, в Японии были установлены три новых сословия: аристо- кратия, дворянство и «простолюдины». Исторически в первую категорию попали пред- ставители прежних феодальных княжеских фамилий, а также заслуженные деятели пере- ворота, бывшие нередко из очень незнатных самураев; во вторую перешла вся масса ря- дового феодального самурайства, бывшие вассалы этих князей; и, наконец, третью кате- горию составило все прочее население страны, раньше, в феодальную эпоху, строго под- разделявшееся на три сословия: крестьянство, ремесленники и торговцы. Это сословное устройство, существующее и в настоящее время, естественно не совпадает полностью с тем классовым строем, который характерен для современной буржуазно-капиталисти- ческой Японии. Это является естественным уже потому, что революция Мэйдзи в конеч- ном своем счете производилась не для того, чтобы перенести прежние социальные отно- шения под новым названием в новую экономическую и политическую обстановку. Поэто- му классовая конфигурация отдельных элементов японского общества, конечно, другая. Очень характерным в этом процессе социальной перегруппировки после 1868 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2