Сибирские огни, 1928, № 3

так называемые «Рисовые беспорядки» 1918 года, так сильно встряхнувшие Японию. Естественно, что на фоне этих почти непрекращающихся все последние годы аграрных волнений получают особое значение крестьянские восстания в феодальную эпоху и как аналогии, и как урок, и как пример. Крестьянские восстания эпохи Токугава вызвали к жизни один очень яркий образ: образ крестьянского героя—вождя и представителя своего класса. Это так называемый «Гпмин»—буквально—«Справедливый». Такие «Справедливые» обычно или являются предводителями крестьян во время вооруженных восстаний, либо же выступают, как хо- доки за них перед верховной властью. Обычно крестьяне прибегают к открытому возму- щению лишь тогда, когда чаша их терпения действительно переполнилась. Очень же часто они делали сначала попытки мирно апеллировать: в Эдо (Токио), в правитель- ственный центр, посылался такой ходок, который должен был довести до сведения высшей власти страны о тех беззакониях и насилиях, которые чинит тот феодал, во вла- дениях которого они живут. Токугавское правительство поступало в таких случаях обычно очень мудро—чисто по-восточному: чтобы предупредить волнения в дальнейшем, так или иначе потрясавшие страну, феодала обычно наказывали: отнимали у него его владения, либо же переводили его в другое место; но, с другой стороны, дабы не поощрять в крестьянстве охоты к таким жалобам на будущее время, такого ходока обыкновенно казнили: распинали на кресте. Драма Фудзимори так и называется—«Распятый Модзаэмон»,—великолепная аллегория, кстати сказать, положения японского крестьянства в ту эпоху. Вся пьеса Фудзимори построена на фактических происшествиях, случившихся в промежуток време- ни между 1(580-1686 годами, в клане Нумада, где из-за невероятных притеснений и жестокостей князя гото вбыл вспыхнуть крестьянский бунт, предотвращенный только ге- гойским самопожертвованием Модзаэмона, взявшегося от лица всех 77 деревень, входив- ших в состав этого владения, довести до сведения правительство о положении крестьян. Пьеса распадается на пять актов, при чем верность истории соблюдается настолько, что для большей части актов автором дана даже точнейшая дата—год, месяц и число самого события. Автор внимательно изучил архив клана и добросовестно следует его данным. Первый акт рисует картину принудительных работ крестьян, согнанных со всех деревень для постройки моста через реку. Из разговоров их выясняются все их несчастия: регуляр- ное забирание за несколько лет вперед податей, постоянное введение новых налогов, при чем изобретательность князя не знает пределов. Обложению подлежит каждый колодец, каждый проделанный в избе выход, каждое окно, свадьбы, похороны, рождения и т. п. Кончается акт тем, что появившийся проездом князь убивает посмевшую в общей сума- тохе, вызванной его появлением, перебежать ему дорогу маленькую крестьянскую де- вочку. Второй акт—крестьянский сход ночью в горах. Идет совещание о том, что делать. Предлагаются различные средства: выждать, пока бесчинства князя сами обратят на себя внимание правительства, и его накажут; итти к князю и просить его, и, наконец,—вос- стать и разгромить. Побеждает мнение Модзаэмона, советующего прибегнуть к методу апелляции и берущегося доставить петицию самому верховному правителю. Третий акт в своей первой картине рисует неудачную попытку Модзаэмона, уже достигшего столицы, подать петицию: он подстерегает на улице поезд первого министра, но телохранители его, естественно, не допускают и близко к носилкам сановника. Вторая картина об'ясняет, как петиция все же дошла до своего назначения: сложным маневром Модзаэмон сумел устроить так, что она попадает в руки родственника правителя—буддийского архиепи- скопа, который решает дать делу ход. Действие четвертое рисует картину заседания совета при правителе—суд над вызванным на допрос князем. Приговор гласит: владения у него конфисковать, но Модза- эмона. найти и казнпть. И, наконец, пятый акт дает самую картнну казни. На холме, у то- го самого места, где все дело началось, воздвигнуты два креста—один для Модзаэмона, другой для его жены: родственники такого преступника, по обычаю, казнились вместе с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2