Сибирские огни, 1928, № 3

монахов». А дух умершего надо ублажить тем, что доставляло тому при жизни особенное удовольствие. А что любил Хэйроку (так зовут ученика) ? Пение и пляску. II вот старик заставляет оторопевшую жену мнимого покойника играть на барабане, а сам начинает весело плясать. Ока Китаро, автор этой пьесы, написанной по всем правилам и законам классических пьес театра. Но, так и озаглавливает ее: «Танцовальная панихида». Любопытно отметить, что в результате получается не простое шуточное пародиро- вание старого материала, но именно создание особого иронического жанра. Гурмана-зри- теля, привыкшего к торжественным и возвышенным пьесам Но, прежде всего ударяет такая дерзкая демократизация персонажей; шокирует издевательство над религиозным обрядом, оскорбляет высмеивание композиционной схемы Но. Но других зрителей это не- сказанно забавляет. Таким сложным, иногда, путем некоторые писатели «расправляются» с прошлым, особенно с тем, что окружено ореолом эстетического поклонения. При этом такой прием иронической пародии как сюжета, так и формы, может, как в описанном случае, привести даже к самостоятельным художественным результатам, к обновлению этой формы, к при- зыву ее к новой жизни. Застывшая схема Но с этим новым содержанием своеобразно оживает. Наконец, идет последний ряд авторов, работающих с историческим материалом. Эти авторы подходят к нему уже с другими целями. С первой категорией описанных писа- телей, с нисателями-реконструктивистамн, их роднит стремление подать читателю по воз- можности подлинный исторический материал. Для этой цели они также роются в архи- вах, просматривают старые документы, перелистывают старые хроники, но все это де- лается не с целью простого воспроизведения в литературной оболочке. Цель этих писате- лей, так сказать, дидактическая; они хотят призвать читателя или зрителя не к любова- нию милой стариной, но к извлечению отсюда уроков и примеров. Поэтому из истории бе- рется лишь тот материал, который может зазвучать и для современников, который может быть связан с проблемами сегодняшнего дня. И естественно, что в наш век—хотят ли этого или не хотят—одной из таких проблем не может не быть революция. И естественно, с другой стороны, что такие авторы нередко присваивают себе наименование и слывут в обществе, как «пролетарские писатели». У меня на столе сейчас два томика, изданные такими пролетарскими писателями современной Японии. Один из них—Фудзимори Сэйкити—крупнейший из них, чуть ли не глава всей школы, другой—Наканиси Иноскэ—очень заметный представитель это- го течения, зарекомендовавший себя уже рядом романов и рассказов. Первый—как автор пьесы—«Распятый Модзаэмон», второй—как автор тоже пьесы—«Бунт Будзаэмона». Любопытно отметить попутно, что на обложке первой книжки изображены сотни мозоли- стых рук, тянущихся к солнцу, а на второй—разорванная цепь и сияющая вдали красная пятиконечная звезда. Ориентация авторов как-будто не оставляет никаких сомнений. Чрезвычайно характерно, что оба писателя останавливают мое внимание на одной и той же эпохе, так называемом периоде Токугава (1600 г.—1868 г.), т.-е. на тех сто- летиях, которые представляют собой заключительную стадию в развитии японского феода- лизма, когда этот последний подрывался внутри сильнейшим ростом торгового капитала, распадом феодально-земельного хозяйства, вырождением господствующего воинского класса. На этом фоне в течение почти всех двух с половиной столетий разыгрываются очень знаменательные для судьбы всего режима явления: повышенная активность торго- вой буржуазии, выступления крестьянства. С точки зрения последующей истории, закон- чившейся в 1868 г. т. наз. переворотом Мэйдзи, т.-е. буржуазной революцией, большое значение имеет проявление мощи торгового капитала, того внутреннего фактора, развитие которого привело к революции. Но с точки зрения будущей истории, может быть, боль- ший интерес представляют не эти проявления буржуазной революционности, но именно второе: проявление активности крестьянства. Тем более, что если обратиться к Японии сегодняшнего дня, трудно найти в ней более значительное, с точки зрения социально- политической. явление, чем эти крестьянские бунты. Достаточно припомнить хотя бы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2