Сибирские огни, 1928, № 3
для историко-художественного творчества, очень часто именно в таком аспекте и по- даются. Такова, например, нашумевшая недавно пьеса известного драматурга Мацуй, прославляющего знаменитого героя русско-японской войны, победителя Порт-Артура, прославившегося своим ритуальным самоубийством (харакири) генерала Ноги. Если одни авторы гонятся, главным образом, за простой реконструкцией, другие ищут в историческом материале несколько другого: возможности создать занимательный рассказ. Другими словами, под руками этих авторов историческое событие превращается в самый настоящий авантюрный роман или героико-мелодраматпческую пьесу. Таковы, например, очень многие романы и рассказы так называемой «массовой литературы». Течение, получившее название «массовой литературы» (тайсю-бунгаку), получило в последние, годы совершенно исключительное развитие. Сейчас издаются одно за другим не только отдельные произведения этого жанра, но п целые многотомные серии; оно имеет и своп особые журналы. Название это получилось оттого, что авторы такого рода произведений открыто н принципиально стремятся итти навстречу массовому читателю всеми способами: особым легко понятным шрифтом, удобным форматом, дешевой ценой (том около 1.000 страниц в коленкоровом переплете с золотым тиснением—один иен*), заниматель- ным содержанием. Принципиальность их позиции выражается в том, что эти писатели совершенно сознательно не пытаются воздействовать на читателя, т. ск., «поднимать» его до «своего уровня», навязывать ему свои приемы, вкусы, манеру письма; наоборот, они гибко следуют за внимательно наблюдаемыми вкусами и запросами читательской массы, той самой массы, которая больше одного иена платить за книжку не может, да при этом хочет, чтобы чтения в этой рублевой книжке было как можно больше и поинтереснее. Для таких писателей историческое предание—прямо клад: рыцарский эпос японского средневековья, народные повествования об отважных разбойниках, ловких плутах, о предприимчивых купцах, романтических куртизанках—неисчерпаемый источник для самых безудержных приключенческих романов или потрясающих драм. Писатели «большого стпля» пытались сначала бороться, но затем стихия победила: многие сами принялись за подобные авантюрные или детективные романы. Очень близко к этой группе писателей подходят те, авторы, которые стремятся использовать исторический материал для создания не столько авантюрных, сколько фантастических произведений, опять-таки как повествовательных, так и драматических. Фантастический сюжет очень любим широким читателем, пьесы с привидениями не сходят со сцены японских театров; романами с «духами», «призраками» и т. п. за- читываются. II опять-таки историческое предание, народная легенда—представляют собой, во-первых, богатейший материал для такого рода, сюжетов, во-вторых,—чрезвы- чайно удобны в том отношении, что обусловливают гораздо большую свободу опери- рования с сюжетом, чем при пользовании материалом современным. «В добрые старые времена» все могло быть, да и сам фон был как-будто гораздо более «романтичным» и подходящим для всяких диковинных историй, чем нынешний «прозаический» век тя- желой индустрии и социалистических движений. Главными поставщиками таких фантастических сюжетов являются так называемые «кайдан». т.-е. рассказы о привидениях, которыми так изобиловала эпоха позднего феодализма (1000-1868 г.). От этой эпохи до нас дошел целый ряд сборников таких рассказов со знаменитым зачинателем этого жанра сборником Отогп-Боко (1666) во главе. Сюжеты этих сборников подвергались и подвергаются все новым и новым обра- боткам, при чем эти последние вливались в самые различные формы: то в форму рассказа для эстрады, то в форму повести или целого романа, то песни-баллады, то пьесы. Попу- лярный сюжет фигурирует в оболочке самых различных жанров, т. ск,, на все вкусы и на любой случай. Чтобы дать представление о таких «кайдан». передам содержание одного из них, небольшого популярного и существующего во всех этих формах. Это так называемый *) Около одного рубля по золотому паритету.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2